Размер:
Цвет:

Обзор практики рассмотрения вопросов комиссией по соблюдению требований к служебному поведнию государственных гражданских служащих ХМАО-Югры и урегулированию конфликта интересов в Депсоцразвития Югры

Обзор

практики рассмотрения вопросов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и урегулированию конфликта интересов в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

На основании приказа Депсоцразвития Югры от 28 августа 2014 года № 589-р «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и урегулированию конфликта интересов в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Положение, комиссия) в Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует комиссия, которая рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и урегулированию конфликта интересов государственных служащих Депсоцразвития Югры.

Согласно пункту 3 Положения основными задачами комиссии являются:

обеспечение соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также обеспечение исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 24 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 79-ФЗ), от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также - Федеральный закон № 273-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

осуществление мер по предупреждению коррупции.

С учетом задач, возложенных на комиссию в 2017 году, проведено 3 заседания комиссии, касающихся рассмотрения вопросов соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Основанием для проведения заседаний комиссии явились материалы проверок соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обязанность о представлении в установленном порядке сведений о себе и членах своей семьи установлена Федеральными законами от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», от 25 сентября 2008 года № 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2009 года № 198 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Порядок уведомления государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу установлен постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 декабря 2013 года № 150.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным гражданским служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный гражданский служащий, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. При этом в соответствии со статьей 19Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

С учетом письма Администрации Президента Российской Федерации от 1 марта 2016 года № А34-3417П при оценке ситуаций на предмет возможности возникновения конфликта интересов рекомендовано руководствоваться правовыми позициями, изложенными в Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе и порядке их урегулирования (письмо Минтруда от 15 октября 2012 года № 18-2/10/1-2088, (далее - Обзор типовых ситуаций конфликта интересов)), а также Обзоре практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 года (далее - Обзор практики).

Согласно Обзору типовых ситуаций конфликта интересов под указанное определение конфликта интересов попадает в том числе:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Обзора практики конфликт интересов - это противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность гражданского служащего (далее - ГГС) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Кроме того, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Порядок сообщения ГГС автономного округа, по отношению к которым представителем нанимателя является Губернатор автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определен постановлением Губернатора автономного округа от 26.02.2016 № 23.

С учетом вышеуказанных положений федерального законодательства в ходе проводимых проверок, заседаний комиссий исследуются следующие вопросы:

осуществление ГГС функций управления в отношении организации (иного должностного лица);

наличие личной заинтересованности (в связи с осуществлением функций управления), которая могла повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей, то есть наличие возможности получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ);

наличие фактов необъективного исполнения должностных обязанностей, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации;

исполнение обязанности сообщать представителю нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Разрешая вопрос о наличии функции государственного управления в отношении организации (должностного лица), во внимание принимаются:

сложившаяся судебная практика:

положения Обзора типовых ситуаций конфликта интересов, предполагающие под функциями государственного управления, в том числе:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

осуществление государственного надзора и контроля;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

представление в судебных органах прав и законных интересов субъекта Российской Федерации.

Правовые акты и иные документы, определяющие функции ГГС (положение об органе исполнительной власти, структурном подразделении, иные правовые акты, предусматривающие функции управления, в том числе в отношении подведомственной организации (организации, находящейся в введении исполнительного органа), должностной регламент, правоустанавливающие документы организации и т.д.).

При установлении наличия функций управления в целях определения фактов необъективного исполнения должностных обязанностей, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации анализируются решения, принятые ГГС.

Исследуя наличие личной заинтересованности, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, то есть возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), понимая под коррупцией согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ в том числе злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, во внимание принимается позиция Верховного Суда Российской Федерации (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»), согласно которой личная заинтересованность может проявляться не только в получении материальной выгоды, но и в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Относительно установления обязанности уведомления о личной заинтересованности во внимание принимается следующее.

Служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы автономного округа и замещении должности государственной гражданской службы автономного округа предусмотрены следующие обязанности гражданского служащего.

Исполнять обязанности ГГС автономного округа, предусмотренные статьей 15 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.

Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В силу частей 2, 3.2 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ случаи возникновения у ГГС личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Непринятие ГГС, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение ГГС с гражданской службы.

Обязанность соблюдать Кодекс этики и служебного поведения ГГС автономного округа, утвержденный постановлением Губернатора автономного округа от 11.03.2011 № 37 (далее также - Кодекс).

При этом подпунктом «н» пункта 10 Кодекса предусмотрены положения, связанные с необходимостью принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов.

Таким образом, с учетом служебного контракта на ГГС возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Необходимо отметить, что Федеральным законом № 273-ФЗ и Федеральным законом № 79-ФЗ акцент в части обязанности по принятию мер, направленных на предотвращение конфликта, смещен на ГГС.

В практической деятельности возникают определенные сложности в установлении факта наличия конфликта интересов. В этой связи, кроме указанных выше федеральных законов, необходимо использовать типовые ситуации возникновения конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации, предложенные Министерством труда и социальной защиты РФ в 2012 году.

В частности, в обзоре отмечены следующие ситуации:

  1. нарушение запретов, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ (к примеру, использование какой-либо служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий от иностранных государств и др.);

  2. выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц (друзей государственного служащего и друзей его родственников), с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (заметим, что законодательство не относит к иным лицам друзей государственного служащего и друзей его родственников);

  1. получение подарков и услуг;

  2. владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

  3. выполнение иной оплачиваемой работы;

  4. судебные разбирательства и имущественные обязательства;

    7)   трудоустройство после прекращения служебного контракта и
    увольнения с государственной службы; взаимодействие с бывшими
    работодателями.

    Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение практики рассмотрения судами в 2012 - 2013 годах споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков.

    Материалы обобщения судебной практики показали, что муниципальные и гражданские служащие, сотрудники правоохранительных органов обращались в суды с требованиями о восстановлении на службе, признании незаконными решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, приказа начальника о наложении дисциплинарного взыскания.

    Необходимо отметить, что судами разрешались споры, касающиеся применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, инициированные не только государственными и муниципальными служащими, но и прокурорами, которые обращались с требованиями о расторжении контрактов с государственными или муниципальными служащими.

    Причинами применения дисциплинарных взысканий к государственным и муниципальным служащим, как правило, являлись:

    непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий;

    непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

    На заседании комиссии были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Не уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

    Комиссией с учетом положений федерального законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции, материалов проверки исследовано следующее:

    действительно ли ГГС выполнял иную оплачиваемую работу;

    получал ли за выполнение иной оплачиваемой работы денежные средства;

    заключал ли трудовой договор, договор гражданско-правового характера на выполнение иной оплачиваемой работы;

    посредством чего были получены денежные средства за выполнение иной оплачиваемой работы;

    по какой причине ГГС не уведомил представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе.

    По результатам рассмотрения материалов комиссия пришла к следующим выводам:

    ГГС фактически осуществлял иную оплачиваемую работу;

    денежные средства за выполнение иной оплачиваемой работы ГГС были получены;

    трудовой договор, договор гражданско-правового характера на выполнение иной оплачиваемой работы не заключался;

    не смотря на тот факт, что в порядке части 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ право ГГС на занятие иной оплачиваемой работой реализуется не в разрешительном, а в уведомительном порядке, порядок уведомления государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу установлен постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 декабря 2013 года № 150.

    ГГС в нарушение пункта 3 приложения к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 декабря 2013 года № 150 не уведомил заблаговременно представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

    По итогам голосования комиссией рекомендовано расторгнуть служебный контракт, освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы ГГС по пункту 1.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  2. Осуществление ГГС отдельных функций государственного управления в отношении подведомственной организации, в которой осуществляет трудовую деятельность работник, состоящий в родственной связи с ГГС и являющийся заместителем руководителя, без уведомления представителя нанимателя о наличии личной заинтересованности и возможности.

    Комиссией с учетом положений федерального законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции, материалов проверки исследовано следующее:

    действительно ли ГГС состоит в родственной связи с работником подведомственной организации, являющимся заместителем руководителя;

    какие функции государственного управления входят в полномочия ГГС;

    действительно ли ГГС осуществлялись функции государственного управления в отношении работника подведомственной организации, являющимся заместителем руководителя, с которым ГГС состоит в родственной связи;

    какие наступили последствия осуществления функции государственного управления в отношении работника подведомственной организации, являющимся заместителем руководителя, с которым ГГС состоит в родственной связи;

    мог ли ГГС избежать осуществления функции государственного управления в отношении работника подведомственной организации, являющимся заместителем руководителя, с которым ГГС состоит в родственной связи и каким образом.

    По результатам рассмотрения материалов комиссия пришла к следующим выводам:

    ГГС фактически состоит в родственной связи с работником подведомственной организации;

    в полномочия ГГС входят функции государственного управления, а именно проведение проверок кадрового делопроизводства, финансово-хозяйственной деятельности;

    при осуществлении функции государственного управления в отношении работника подведомственной организации, являющимся заместителем руководителя, с которым ГГС состоит в родственной связи, проводились проверки без участия иных лиц;

    ГГС мог избежать осуществления функции государственного управления в отношении работника подведомственной организации, являющимся заместителем руководителя, с которым ГГС состоит в родственной связи, в том числе посредством самоотвода, отказа от проведения проверок;

    ГГС в нарушение пункта 12 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ не сообщил представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры к ее предотвращению.

    По итогам голосования комиссией рекомендовано расторгнуть служебный контракт, освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы ГГС по пункту 1.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    3. Представление ГГС сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заведомо недостоверных и неполных.

    Комиссией с учетом положений федерального законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции, материалов проверки исследовано следующее:

    обязан ли ГГС представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

    причины и обстоятельства, послужившие представлению ГГС сведений, содержащих не полную и не достоверную информацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

    какая ответственность предусмотрена за представление сведений, содержащих не полную и не достоверную информацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    По результатам рассмотрения материалов комиссия пришла к следующим выводам:

    Должность, замещаемая ГГС включена в перечень должностей, при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, следовательно, ГГС обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

    в сведениях о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ГГС не указал один из видов доходов, фактически полученных им, предполагая, что в связи с тем, что эти доходы не подлежат налогообложению и отсутствует возможность при проведении сверки с налоговыми органами выявить факт непредставления им этих сведений;

    обязанность о представлении в установленном порядке сведений о себе и членах своей семьи установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2008 года № 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2009 года № 198 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

    По итогам голосования комиссией рекомендовано расторгнуть служебный контракт, освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы ГГС по пункту 1.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    Заместитель начальника отдела

    кадровой и правовой работы                                                          Т.В. Кляцкая

     

Опубликовано: 29.12.2017        Обновлено: 29.12.2017 11:03