Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Об итогах работы отрасли социальной защиты населения в 2014 году

Об итогах работы отрасли социальной защиты населения в 2014 году

Меры, предпринятые в системе социальной защиты населения для реализации Указов Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 г. № 596-606

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в 2012 году внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части дополнения ежемесячной денежной выплатой семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей.

Размер выплаты на 2013 год составил 9 006 рублей, в 2014 году – 10 601 рубль.

В 2013 году на ежемесячную денежную выплату семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей направлено 85,9 млн. рублей, численность получателей составила 1628 семей.

В 2014 году на ежемесячную денежную выплату семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей направлено 386,6 млн. рублей, численность получателей составила 3 728 семей.

В 2015 году на указанную выплату запланировано 267,8 млн. рублей, размер выплаты на 2015 год составляет 11354 рублей.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28.12. 2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Депсоцразвития Югры с 2013 года проводятся планомерные мероприятия по доведению средней заработной платы к концу 2017 года:

социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100% от средней заработной платы в регионе;

врачебного персонала до 200% от средней заработной платы в регионе.

В целях недопущения несоответствия оплаты труда и оттока квалифицированных кадров в другие отрасли Депсоцразвития Югры мероприятия по повышению оплаты труда проводит в отношении работников подведомственных учреждений, занимающих иные штатные должности, не предусмотренные вышеназванными Указами, но принимающие непосредственное участие в оказании социальных услуг, в отношении специалистов по социальной работе, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, психологов, специалистов по реабилитации инвалидов, работников культуры и искусства учреждений социального обслуживания и детских домов.

На указанные цели в 2013 году направлены 686,1 млн. рублей, 2014 году – 586,4 тыс. рублей. Снижение расходов обусловлено оптимизацией сети учреждений социального обслуживания.

В 2013 году значения достигнутых показателей составили:

отношение среднемесячной заработной платы социальных работников к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 74,6%, при установленном – 73,4%;

отношение среднемесячной заработной платы врачебного персонала к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 116,1%, при установленном 129,7%;

отношение среднемесячной заработной платы среднего медицинского персонала к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 86,8%, при установленном – 82,0%;

отношение среднемесячной заработной платы младшего медицинского персонала к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 62%, при установленном – 56%;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организации, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 94,0%, при установленном 73,4%.

В 2014 году значения достигнутых показателей по предварительным данным составили:

отношение среднемесячной заработной платы социальных работников к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 74,1%, при установленном - 74,8%;

отношение среднемесячной заработной платы врачебного персонала к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 130,8%, при установленном 139%;

отношение среднемесячной заработной платы среднего медицинского персонала к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 85,3%, при установленном – 83,2%;

отношение среднемесячной заработной платы младшего медицинского персонала к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 55%, при установленном – 51,2%;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организации, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей к среднемесячной заработной плате в автономном округе – 94,5%, при установленном 94,8%.

По категории врачебного персонала недостижение целевого показателя связано с тем, что в учреждениях на указанных должностях по факту заняты неполные ставки, что влечёт за собой снижение уровня средней заработной платы.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусмотрено увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов.

Для формирования универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, образовательные организации автономного округа оснащаются специальным оборудованием, приобретено специализированная учебная мебель для детей-инвалидов, закуплено спортивное оборудование (уличные тренажёры, спортивные комплексы, спортивного табло, футбольные ворота, настольные игры, волейбольные сетки и пр.). Доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, по состоянию на 31.12.2014 составляет 9 %.

Развитие демографической и семейной политики в Югре.

Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 1 января 2015 года составила 1 613 363 человека, увеличившись за последние пять лет на 76 229 человек, или на 5% (01.01.2011 – 1 537 134; 01.01.2012 – 1 561 238; 01.01.2013 – 1 584 063; 01.01.2014 – 1 597 248).

Определяющим фактором положительной динамики демографических процессов в Югре является количество рождений. По предварительной информации Росстата, в 2014 году в Югре родилось 27 770 детей, что на 10,7% или на 2 681 ребенок больше, чем в 2010 году (2010 год – 25 089; 2011 год – 25 393; 2012 год – 27 812; 2013 год – 27 770).

Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения в автономном округе составил по годам: 2010 год – 16,4; 2011 год – 16,4; 2012 год – 17,7; 2013 год – 17,5; 2014 год – 17,3.

Отмечается стабильное увеличение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста): 2010 год – 1,814; 2011 год – 1,838; 2012 год – 2,023; 2013 год – 2,050.

За период 2010-2014 годов показатель смертности населения составляет: 2010 год – 10 447 (6,8 промилле); 2011 год – 10 068 человек (6,5 промилле); 2012 год – 9 986 человек (6,3 промилле); 2013 год – 9 967 человек (6,3 промилле), 2014 год – 10 295 (6,4 промилле).

По предварительной информации Росстата, в 2014 году в Югре естественный прирост населения составил 17 475 человек (10,9 промилле), что на 19,3% или на 2 833 человека больше, чем в 2010 году. 2010 год – 14 642 человек (9,6 промилле); 2011 год – 15 325 человек (9,9 промилле); 2012 год – 17 826 человек (11,4 промилле), 2013 год – 17 803 человека (11,2).

Реализация основных направлений государственной политики поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется в соответствии с документами:

Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2017 годы» (постановление Правительства автономного округа от 28.09.2012 № 357-п);

план мероприятий по реализации в 2014-2015 годах Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2017 годы» (распоряжение Правительства автономного округа от 18.10.2013 №534-рп);

комплекс мер по реализации в 2015-2018 годах первого этапа Концепции государственной семейной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от 10.11.2014 №272-р).

Благоприятная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе, межведомственное взаимодействие исполнительных органов власти автономного округа, муниципальных органов власти, общественности, система мер социальной поддержки и помощи населению позволили увеличить количество семей с детьми с 246 967 в 2010 году до 282 076 в 2014 году (увеличение на 35 109 семей или 14,2%), в том числе многодетных семей с 11 136 в 2010 году до 18 905 в 2014 году (увеличение на 7 769 семей или 65,7%):

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Количество семей с детьми, проживающих в автономном округе

246 967

256 720

265 907

273 637

282 076

В них детей

336 232

347 532

358 870

369 959

386 967

Количество многодетных семей

11 136

12 856

14 816

16 829

18 905

с 3детьми

9 489

11 008

12 587

14296

16 016

с 4 детьми

1 289

1 445

1 735

1958

2 224

с 5 и более детьми

358

403

494

575

665

Сохраняется и развивается традиция проведения мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, укрепление института семьи и его социального статус:

окружной конкурс «Семья года Югры» (количество участников 700 югорских семей);

окружной конкурс «Семья-основа государства» (количество участников – более 1 000);

праздник «День семьи, любви и верности», который собирает семьи, прожившие в браке 25 лет и более. Медалью «За любовь и верность» награждены 318 югорских семей.

Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Отдых и оздоровление детей является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в Югре.

Доля детей школьного возраста, охваченных всеми организованными формами отдыха и оздоровления, увеличилась с 93 % в 2010 году до 95, 5% в 2014 году от общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении.

Доля детей школьного возраста, отдохнувших в оздоровительных организациях, расположенных на территории автономного округа, в других субъектах Российской Федерации и за ее пределами, увеличилась с 56% в 2010 году (88 065 детей) до 58,4 % в 2014 году (117 551 детей).

Особое внимание при организации детской оздоровительной кампании уделяется детям, нуждающимся в особой заботе государства.

Доля указанной категории детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, увеличилась с 52 % в 2010 году (34 601 ребенок) до 62 % в 2014 году (41 134 детей) от общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Югре активно развивается инфраструктура детского отдыха, увеличивается количество детских оздоровительных организаций, расположенных на территории автономного округа. За период 2010-2014 годов количество лагерей увеличилось на 78 единиц, с 477 в 2010 году до 555 в 2014 году.

Объем финансирования детской оздоровительной кампании увеличился на 16,3%, с 1 463, 3 тыс. рублей в 2010 году до 1 747,9 тыс. рублей в 2014 году. Источниками финансирования являются средства федерального, окружного, муниципального бюджетов; средства родителей, предприятий, Фонда социального страхования. В структуре общего объема средств, направляемых на отдых и оздоровление детей, 40% составляют средства бюджета автономного округа.

В целях увеличения охвата детей оздоровительными услугами в организациях, расположенных на территории автономного округа, являющихся муниципальной собственностью, начиная с 2012 года в соответствии с Адресной инвестиционной программой автономного округа, государственной программой автономного округа «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» выделялись денежные средства на расширение оздоровительной базы детских лагерей.

В 2014 году проведены проектно-изыскательские работы по строительству 4 объектов загородных оздоровительных организаций: «Барсова гора», «Олимпия» (г. Сургут), «Лесная сказка» (Нижневартовский район), «Юбилейный» (Кондинский район), завершено строительство санаторно-оздоровительного корпуса лагеря «Северянка» (Белоярский район).

В 2015 году планируется завершить строительство объекта, предназначенного для размещения загородного спортивно-оздоровительного лагеря «Окуневские зори» (Советский район).

Предоставление мер социальной поддержки гражданам

в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа

В 2014 году и предшествующем периоде сохранены все виды мер социальной поддержки, обеспечено стабильное назначение и выплата всех социальных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

В Югре сложилась системность в предоставлении мер социальной поддержки, которые реализуются по трем основным направлениям:

выплаты, направленные на развитие человеческого потенциала (социально-демографические меры), к которым относятся все виды социальных выплат семьям с детьми;

выплаты целевым группам населения, направленные на предотвращение социальных рисков (гражданам, имеющим особые заслуги, инвалидам, семьям с детьми-инвалидами);

социальная поддержка малоимущих граждан (имеющих дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе) и граждан в трудной жизненной ситуации.

Социально-демографические меры

Из 91 меры социальной поддержки, предоставляемой жителям автономного округа, 29 видов за счет средств бюджет автономного округа предоставляется семьям с детьми.

Ежегодно проводится индексация мер социальной поддержки, в том числе 10 мер социальной поддержки для семей, имеющих детей, что влияет на рост числа семей с детьми, получающих государственную поддержку, с 71 868 человек в 2010 году до 74 547 – в 2014 году (рост на 3,7%).

Начиная с 2011 года, в Югре проводится политика по улучшению положения многодетных семей, в том числе связанная с выполнением Указов Президента Российской Федерации, о чем свидетельствует рост количества таких семей с 11 136 семей в 2010 году до 18 905 семей в 2014 году (рост на 65,7%).

Введены новые меры социальной поддержки:

1) единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

2) компенсации расходов на проезд к месту отдыха, оздоровления и обратно детям из многодетных семей;

3) Югорский семейный капитал;

4) ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка и последующих детей.

Ежегодно на поддержку семей с детьми из средств бюджета автономного округа направляется более 4,5 млрд. рублей.

Выплаты целевым группам населения

Особое внимание уделяется гражданам, имеющие значительные заслуги (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда), а также инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

         По состоянию на 01.01.2015 в автономном округе проживает 4351 ветеран Великой Отечественной войны, из них инвалидов и участников войны 259 человек.

Всем ветеранам Великой Отечественной войны в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством, осуществляются выплаты ежемесячного денежного обеспечения в размерах от 500 до 1 000 рублей; единовременной материальной помощи ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов и Дню образования автономного округа, а также предоставляются технические средства реабилитации.

Труженикам тыла за счет средств бюджета автономного округа предоставляется 8 видов мер социальной поддержки, одна из которых (ежегодная денежная выплата на оздоровление в сумме 3 000 рублей) введена в 2010 году.

На обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны мерами социальной поддержки ежегодно направляется до 300  млн. рублей.

Нельзя не отметить, решения Правительства автономного округа, направленные на улучшение жилищно-бытовых условий ветеранов Великой Отечественной войны. Так, в 2010 и 2014 годах единовременные выплаты на ремонты жилых помещений с учетом конкретной нуждаемости получили 1 903 ветерана. На данные цели из бюджета автономного округа израсходовано 300 773,9 тысяч рублей.

В автономном округе проживает 57 545 ветеранов труда, которым предоставляется 6 видов мер социальной поддержки. Ежегодно на обеспечение мерами социальной поддержки данной категории граждан из бюджета автономного округа направляется до 2 млр. рублей.

За счет индексации размеров мер социальной поддержки уровень материального обеспечения ветеранов труда ежегодно увеличивается. Так, в 2014 году на предоставление мер социальной поддержки на одного ветерана труда в месяц пришлось по 2 812 рублей, в 2010 году данный показатель был на уровне 1 813 рублей.

С 2010 года введена и сохраняется поддержка гражданам за продолжительность стажа работы не менее 20 лет  на территории автономного округа в виде ежемесячного социального пособия. Численность получателей ежегодно увеличивается в среднем на 30 %. 

В 2014 году пособие получали 11 438 неработающих пенсионеров в размере  969 рублей при стаже работы от 20 до 25 лет, в размере  1 107 рублей -при стаже работы от 25 и более  лет.

Социальная поддержка инвалидов и

семей с детьми-инвалидами

В автономном округе проживает 56 512 граждан, имеющих инвалидность и 4 825 семей с детьми-инвалидами.

Меры социальной поддержки инвалидам и семьям с детьми-инвалидами установлены федеральным законодательством и предоставляются за счет средств бюджета Российской Федерации.

Вместе с этим, законодательством автономного округа установлены дополнительные меры социальной поддержки указанных категорий граждан.

1) В Югре для реализации мер социальной поддержки инвалидов сформирован региональный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, состоящий из 69 видов технических средств реабилитации и услуг, федеральный перечень состоит из 26 видов.

В 2014 году техническими средствами реабилитации обеспечены        3 734 человек, выданы 19 259 единиц технических средств реабилитации на сумму 42,2 млн. рублей.

Общая заявочная потребность граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации удовлетворена на 100%.

2) С 2010 года инвалидам, проживающим на территории автономного округа, осуществляется возмещение расходов по оплате проезда по территории автономного округа к месту получения программного гемодиализа и обратно.

Ежегодно расходы на проезд возмещаются в среднем 110 гражданам. Средний размер выплаты на одного человека составляет 4 761 рубль в месяц.

3) С 2011 года инвалидам с детства I и II групп ежемесячно предоставляется социальное пособие, размер которого в 2014 году составлял 1 139 рублей. Численность получателей в 2014 году составила 283 человек и выросла с 2011 года в 2,5 раза.

4) С 1 января 2012 года установлена мера социальной поддержки гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, в форме денежной компенсации по оплате проезда по территории автономного округа к месту получения химиотерапии и (обратно).

Численность получателей поддержки в 2014 году составила 730 человек, средний размер компенсации в год на одного человека – 5 888 рублей.

Семьям с детьми-инвалидами предоставляется 10 видов выплат, в том числе ежемесячное социальное пособие, 9 видов компенсаций затрат родителей (законных представителей) на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов, 3 из которых введены в 2011 году.

Ежегодно на осуществление указанных выплат из бюджета автономного округа выделяется свыше 100 млн. рублей.

Социальная поддержка малообеспеченных граждан.

Численность граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в связи с невысокими доходами, в автономном округе составляет 43 000 человек.

Для граждан, имеющих доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе, предусмотрено 8 видов мер социальной поддержки. При этом малоимущая семья может получать одновременно несколько видов выплат.

Малообеспеченным семьям, имеющим детей, предоставляется ежемесячное пособие на ребенка (детей). За период с 2010 года отмечено снижение на 11 % количества семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка (детей), с 33 785 до 30 092 семей.

Для сопровождения семей, имеющих низкие доходы, впервые с 2013 года внедрена система социальных контрактов, направленная на раннее выявление людей, находящихся за порогом бедности и улучшения их уровня жизни. Ежегодно заключается свыше 7 000 социальных контрактов. В результате действий социальных контрактов взаимные обязательства в части трудоустройства и профессиональной подготовки выполнили 2 729 граждан.

Для обеспечения приемлемого уровня жизни одной из самых социально незащищенных категорий населения - пенсионеров с 2010 года в Югре предусмотрена выплата региональной социальной доплаты к пенсии.

Ежегодно поддержка  оказывается свыше 18 000 неработающим пенсионерам, размер доплаты в месяц  в среднем составляет 1 711 рублей.

С сентября 2011 года малоимущим гражданам предоставляется субсидия на приобретение и установку индивидуальных и коллективных приборов учета энергетических ресурсов. За период с 2011 по 2015 год субсидию получили 712 человек.

Одним из видов мер социальной поддержки для граждан с низкими доходами с использованием адресного подхода является субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая предоставляется независимо от категориальной или профессиональной принадлежности с учетом экономического потенциала (доходов, имущества) граждан (семьи).

Субсидии за 2014 год получили 35 140 семей. С 2010 года, учитывая рост доходов граждан, наблюдается тенденция снижения численности получателей субсидии.

Ежегодно субсидию в размере фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают до 18% от общей численности получателей субсидии.

Средний размер субсидии на одну семью в месяц с 2010 года вырос с        1 525,1 рублей до 1 736,7 рублей.

Следует отметить, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан предоставляется также в форме компенсации расходов на указанные услуги.   Численность получателей компенсации в 2014 году составила 172 285 человек и в сравнении с 2010 годом увеличилась на 6,8 %. Средний размер компенсации с 2010 года по 2014 год вырос с 920,6 рублей до 1308,4 рублей.

Всего социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг получают 207 425 человек, что составляет 13% от общей численности жителей Югры.

Предоставление социальных услуг гражданам

в трудной жизненной ситуации

Система учреждений социального обслуживания населения

По состоянию на 1 января 2014 года система учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, включает 49 учреждений социального обслуживания (29 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 20 учреждений социального обслуживания семьи и детей,), 5 казённых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат».

Во всех государственных учреждениях действует сертификация менеджмента качества, отвечающая требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008.

Социальное обслуживание в Ханты-Мансийском автономном            округе – Югре представлено различными формами: стационарное, полустационарное, срочное обслуживание, предоставление услуг на дому, социально-консультативная помощь, предоставление жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения.

Для сокращения административных издержек в 2011 – 2014 годах проведена оптимизация, действующей сети учреждений с 75 до 49, в том числе:

в 2011 году реорганизованы путем присоединения 4 учреждений;

в 2012 году реорганизованы путем присоединения 2 учреждений

в 2013 году реорганизованы путем присоединения 16 учреждений;

в 2014 году реорганизованы путем присоединения 4 учреждения, ликвидировано 1 учреждение.

Предоставление услуг социального обслуживания учреждениями

Передан ряд обеспечивающих функций и услуг сторонним организациям, включая транспортное обслуживание, предоставление услуг по питанию в полустационарных и нестационарных условиях, предоставление услуг по уборке производственных помещений и прилегающих территорий. Из 49 учреждений социального обслуживания автономного округа 27 учреждений (55%) передали ряд обеспечивающих функций и услуг сторонним организациям. В результате высвободившиеся денежные средства в сумме 213,1 млн. рублей возвращены в бюджет автономного округа.

Ежегодно социальные услуг в учреждениях получают более 600 тыс. человек, что составляет 37% от общей численности населения автономного округа.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре развернуты 820 стационарных койко-мест для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. (200 койкомест психоневрологического профиля, 620 койкомест общего профиля).

За пятилетний период :                            

очередность на получение места в домах-интернатах общего типа отсутствует;

очередность на помещение в психоневрологические интернаты составляет 290 человек, или 25,6% от числа получивших социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания                     (1131 человек).


Предоставление социальных услуг в специализированных отделениях

С целью восстановления социально-средового статуса инвалидов в период и после протезирования конечностей, по зрению создано три специализированных отделения в учреждениях социального обслуживания населения автономного округа.

В отделениях осуществляется координация выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалидов во взаимодействии с бюро медико-социальной экспертизы, организациями образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, иными заинтересованными организациями, в том числе осуществляется разработка и реализация межведомственного реабилитационного маршрута.

1. В Социально-оздоровительном центре «Сыновья», г. Сургут, с 2012 года созданы условия комплексной реабилитации инвалидов в период и после протезирования конечностей.

Социально-медицинская реабилитация осуществляется в отделении медицинской реабилитации, включающем отделение восстановительной терапии (лицензировано 13 видов медицинской деятельности).

За 2014 год в отделении социальной адаптации инвалидов оказаны реабилитационные услуги 41 чел. (в 2012 - 21 чел., 2013 – 39 чел.), длительность пребывания одного клиента в отделении в среднем составила 40 койко-дней.

По итогам реабилитационных мероприятий, проводимых в отделении социальной адаптации инвалидов с марта 2012 года и по декабрь 2014 года, из 70 инвалидов встали на ноги 43 человека, что составляет 61%.

2. В целях создания комплексной системы социальной реабилитации инвалидов по зрению 1 июля 2014 года открыто отделение для слепых и слабовидящих граждан (поздноослепших), проживающих в автономном округе.

Работа по реабилитации организуется в двух бюджетных учреждениях автономного округа, расположенных в г. Сургуте: «Городская социальная служба», «Методический центр развития социального обслуживания».

Реабилитация незрячих осуществляется в зданиях, приспособленных для инвалидов и маломобильных групп населения, оснащенном визуальными, акустическими, тактильными устройствами и средствами информации, что обеспечивает высокий уровень физической и информационной доступности для инвалидов.

В 2014 году социальные услуги предоставлены 144 слабовидящим инвалидам и инвалидам по зрению.

В учреждениях осуществляться обучение пространственному ориентированию с помощью белой трости, пользованию тифлосредствами, чтению и письму рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, пользованию персональным компьютером.

Развитие форм социальной работы и технологий

социального обслуживания

С 2010 года с учетом географических особенностей и транспортных схем на территории автономного округа для предоставления услуг гражданам, проживающим в отдаленных местностях, применяется филиальная сеть учреждений, действуют 16 филиалов комплексных центров в сельской местности. Наличие филиальной сети обеспечивает доступность получения социальных услуг по месту жительства для 11,5% граждан от общего количества получателей социальных услуг.

Для комплексного оказания услуг социального обслуживания клиентам, проживающим в отдаленных и труднодоступных местностях, действуют 13 мобильных социальных служб. Услуги мобильных служб востребованы, ежегодно ими пользуются около 5% граждан.

Для создания благоприятных условий самообразования граждан старшего поколения, повышения качества жизни через организацию непрерывного образования, обеспечения связи поколений с 2009 года в деятельность 23 учреждений социального обслуживания внедрена и реализуется технология образования граждан пожилого возраста «Университет третьего возраста» (факультеты правовых знаний, здоровья, культуры и искусства, информационных технологий, психологии, растениеводства). В течение 5 лет количество слушателей «Университет третьего возраста» не снижается, и 2014 году составило 7089 человек, проведены 8850 занятий.

Для обеспечения полноценной интеграции пожилых людей в общество путем создания условий для их беспрепятственного передвижения, доступа и пользования объектами социальной инфраструктуры в 17 комплексных центрах социального обслуживания населения действуют службы «Социальное такси». Количество получателей услуг стабильно и в 2014 году указанные услуги получили 2644 человека. С 2015 года увеличен объем услуги с 8 до 20 поездок, а также расширен перечень объектов социальной инфраструктуры.

Развивается негосударственный сектор предоставления социальных услуг населению путем внедрения технологий, позволяющих привлекать и формировать заинтересованность сторонних организаций и лиц для обеспечения ухода за одинокими тяжелобольными людьми, наркозависимыми:

предоставление сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами. В 2012 году соответствующим уходом обеспечены 54 тяжелобольных гражданина, в 2013 году – 68 человек, в 2014 году – 86 человек (планируемая численность – 50 человек);

предоставление сертификатов на оплату услуг по постоянному постороннему уходу за одинокими тяжелобольными гражданами в рамках реализации пилотного проекта «Резиденция для пожилых» (выдача 6 сертификатов ежегодно);

предоставление с 2010 года сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых (выдача 40 сертификатов ежегодно для прохождения курса реабилитации в негосударственных организациях, предоставляющих соответствующие услуги).

С 2012 года в автономном округе действует стационарзамещающая технология семейного ухода за пожилыми людьми «Приемная семья для пожилого гражданина», позволяющая повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста, направленная на максимально возможное пребывание граждан в привычной среде. В 2012 году созданы 80 семей, в 2013 году – 96 семей, в 2014 году – 102 приемные семьи (планируемая численность – 75 семей).

В 18 учреждениях созданы 138 социальных бригад по проведению генеральных уборок жилого помещения, уборке двора, доставке продуктов питания, промышленных товаров, дров, воды, оплате коммунальных услуг, выписке и доставке лекарственных препаратов, содействие в оформлении документов для назначения социальных выплат, для устройства в стационарное учреждение. В 2014 году социальные услуги с помощью социальных бригад получили 1790 граждан, что составляет 30% от общего количества получателей услуг надомного социального обслуживания (2013 – 18%, 2012 – 9% соответственно).

С 2012 года интенсифицирован труд работников учреждений социального обслуживания (нагрузка на одного работника составляет 10,8 клиентов) посредством:

индивидуальной оценки нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов;

применения бригадного метода обслуживания на дому;

увеличения нагрузки на одного социального и медицинского работников (число обслуживаемых граждан из расчета на 1 социального работника составляет не менее 10 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 5 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства).

С 2012 года действует «Служба домашнего визитирования». Услуги предоставляются детям-инвалидам, которые в силу тяжести заболевания, тяжелых форм патологий не могут посещать учреждение социального обслуживания. В состав службы входят специалисты по социальной работе, психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники. Специалисты оказывают услуги с периодичностью 2-3 раза в неделю в течение трех – шести месяцев, при необходимости – до 1 года.

В 2014 году численность детей-инвалидов с тяжелыми формами патологий, получивших услуги службы домашнего визитирования, составляет 564 ребенка (в 2012 году – 552 ребенка, в 2013 году – 560 детей).

В среднем доля детей-инвалидов, получивших услуги в реабилитационных центрах, составляет более 95% от общего числа детей-инвалидов, проживающих в автономном округе.

Осуществление психологического сопровождения и консультирования граждан, оказавшихся

в трудной жизненной ситуации

С 2010 года на территории 15 муниципальных образований действуют межведомственные мобильные службы «Экстренная детская помощь», осуществляющие профилактику социального сиротства и выявление фактов жестокого обращения в отношении детей. В состав службы входят специалисты учреждений системы социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел.

За 2014 года службами «Экстренная детская помощь» осуществлены 1 154 выезда. Проведены обследования и оказана помощь 1 486 семей с детьми. Выявлены 207 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

С 2013 года в 18 учреждениях, подведомственных Депсоцразвития Югры, действуют службы профилактики семейного неблагополучия, осуществляющие предупреждение семейного неблагополучия на ранних этапах его проявления, способствующей восстановлению семейной среды, благоприятной для воспитания ребенка и сокращению числа лишений родительских прав.

В результате работы служб в 2014 году более 70% несовершеннолетних возвращены в родные семьи и восстановлены детско-родительские отношения.

В практику учреждений социального обслуживания в 2014 году внедрены инновационные формы:

консультирование граждан в режиме Онлайн по порядку и условиям предоставления социальных услуг;

интернет – консультирование специалистами по формированию навыков ухода и проведения реабилитации в домашних условиях «по скайп»;

обсуждение проблемных вопросов в социальных сетях в области социальной реабилитации наркозависимых, а также практические советы  специалистов  заинтересованной целевой аудитории (созависимыми).


Оценка качества предоставления социальных услуг

В 2014 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре продолжена работа по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

         Полномочия по организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, установлены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.07. 2014 г. № 263-п «О формировании системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В независимой оценке качества работы учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры приняли участие                                  44 учреждения,

В качестве экспертов выступили более 50 000 граждан из числа получателей социальных услуг и членов попечительских и общественных советов, первичных профсоюзных организаций учреждений.

В качестве организации-оператора выступил научно-технический центр «Перспектива», г. Тюмень.

Общественным советом при Депсоцразвития Югры ежегодно, начиная с 2013 года утверждаются публичные рейтинги учреждений социального обслуживания.

Результаты проведения независимой оценки (рейтинги учреждений социального обслуживания), актуализированная информация по формированию независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в области социального обслуживания размещена на официальном сайте Депсоцразвития Югры (www.depsr.admhmao.ru) в разделе «Независимая оценка» (http://www.depsr.admhmao.ru/wps/portal/soc/home/ocenka_kachestva_raboti_ucherezdeniy) и на сайте профессионального сообщества «Социальная защита Югры».

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2010-2014 годы приняты достаточные меры для создания полноценной инфраструктуры стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания автономного округа. Так, в 2012 году утверждена Перспективная схема развития и размещения учреждений социального обслуживания населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012-2020 годы.

За пятилетний период построены и введены в эксплуатацию новые объекты 7 учреждений социального обслуживания (Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Уют» в г. Ханты-Мансийске; Специальный дом для одиноких престарелых в г. Нефтеюганске; Спальный корпус психоневрологического интерната в пгт. Излучинске Нижневартовского района; филиал Комплексного центра социального обслуживания населения с отделением - интернатом для престарелых и инвалидов                   в пгт. Федоровский Сургутского района; социальные квартиры для одиноких престарелых в Комплексном центре социального обслуживания населения «Светлана» в г. Ханты-Мансийске; Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в г. Лангепасе; Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос»             в г. Пыть-Яхе) на 760 койкомест.

Введенные в эксплуатацию объекты позволят с 2015 года полностью обеспечить потребность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, создать безопасные и комфортные условия проживания клиентам учреждений и условия работы сотрудникам.

Обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В период с 2010 по 2015 год для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, введены следующие меры социальной поддержки:

оказание услуг по ремонту жилых помещений (2012 год);

денежная компенсация на приобретение продуктов питания в случае временной передачи детей, находящихся в организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан (2013 год);

предоставление денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на период пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2013 год).

         Меры социальной поддержки, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения граждан, лиц из их числа, усыновителям, приемным родителям, за счет средств бюджета автономного округа предоставлялись своевременно.

         Денежных средств, предусмотренных в бюджете автономного округа на приобретение жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа, достаточно для обеспечения указанных граждан жилыми помещениями в полном объеме.

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

Объем средств, предоставленных из бюджета автономного округа на предоставление жилых помещений детям-сиротам (тыс. руб.)

689 918

610 097,58

839 583,9

912 405,3

1 007 956,9

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учёте на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет т старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, от общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте 23 лет и старше (всего на начало отчетного года)*

Х

100

137

124

119

* При расчёте показателя использована численность детей данной категории на начало отчётного года (изменения по году не учитываются). При этом движение по году влияет на улучшение показателя в случае обеспечения жилыми помещениями ранее неучтённых детей данной категории.

На 01.01.2015 в автономном округе численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 7 694 ребенка.

По состоянию на 01.01.2015 в семьях граждан проживают 7 509 детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 97,6 % по отношению к общему числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в автономном округе (на 01.01.2011 – 6 500 детей или 91,8 %).

С 2010 года на 67% или 365 детей уменьшилось число воспитанников государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2012 года в автономном округе в соответствии с федеральным законодательством введена обязательная подготовка граждан, желающих принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За три года 3168 граждан прошли специальную подготовку, что позволило уменьшить количество возвратов детей из замещающих семей с 73 детей в 2013 году до 63 детей в 2014 году.

При личной поддержке Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры зародилась традиция ежегодного проведения в детских домах автономного округа елки Губернатора автономного округа с вручением сладких подарков детям и участием Деда Мороза из Великого Устюга.

В целях социализации воспитанников детских домов в 2014 году совместно с Губернатором автономного округа 7 воспитанников приняли участие в составе делегации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для посещения мероприятий XXII Олимпийских зимних игр, XI Паралимпийских зимних игр в Сочи, 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняли участие в восхождении на гору Народная в Березовском районе.

Привлечение лидеров общественных организаций и иных некоммерческих объединений к управлению отраслью и учет общественного мнения при принятии управленческих решений

В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном                округе – Югре осуществляет деятельность Совет по делам инвалидов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Совет).

С 2013 года организована ежегодная подготовка Плана работы Совета с учетом предложений, поступивших от граждан, общественных организаций. Также для выявления приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов проводится голосование. В 2015 году по результатам голосования определены следующие приоритетные вопросы: формирование доступной среды (28%); занятость (22%); здравоохранение (17%).

В 2013-2014 годах качественно изменился состав Совета, пятикратно (до 20 %) увеличилась доля представителей общественных организаций.

Деятельность совета стала звеном, обеспечивающим прямой диалог властных структур с общественностью, возможность получения общественной оценки деятельности органов власти.

В целях содействия поиску эффективных решений и разработке мер в установленной сфере деятельности Депсоцразвития Югры, а также реализации прав граждан на осуществление общественного контроля, обеспечения участия населения автономного округа в работе Депсоцразвития Югры по подготовке и реализации управленческих решений действует Общественный совет при Депсоцразвития Югры        (далее – Общественный совет).

В 2013 году сформирован новый состав Общественного совета, в который вошли 12 представителей общественности и профессиональных сообществ. Председателем Общественного совета выбран Кононенко Станислав Петрович, председатель Регионального общественного движения инвалидов-колясочников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Преобразование», член Общественной палаты Югры.

Кроме того, с 2013 года с участием членов Общественного совета проводится оценка качества работы в учреждениях социального обслуживания автономного округа, подведомственных Депсоцразвития Югры. По результатам которой формируются рейтинги учреждений социального обслуживания, разрабатываются предложения об улучшении качества работы.

За прошедшие годы заметно повысилась роль общественности и в реализации мероприятий кадровой политики в Депсоцразвития Югры, оказывая позитивное влияние на формирование и развитие кадрового состава отрасли. Об этом свидетельствует рост привлечения общественности к участию в работе комиссий, созданных в Депсоцразвития Югры, при этом, начиная с 2013 года во всех комиссиях, связанных с формированием кадрового состава отрасли, наряду с независимыми экспертами обеспечено участие членов Общественного совета при Депсоцразвития Югры. Привлечение представителей общественности к формированию кадрового состава государственного органа, является важным механизмом взаимодействия общества и власти, что позволило повысить объективность работы комиссий, создать прозрачные механизмы как конкурсного отбора, так и дальнейшей служебной деятельности работников отрасли.

Наименование

Комиссий

Участие представителей общественности (человек)

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Конкурсная комиссия на формирование кадрового резерва должностей государственной гражданской службы

12

12

15

18

27

Аттестационная комиссия

6

-

8

15

26

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению

10

12

22

4

10

Конкурсная комиссия по формированию резерва управленческих кадров на должность «директор учреждения»

-

-

-

3

8

Представители общественности участвуют в принятии решений об оказании единовременной помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Они входят в состав комиссии по оказанию социальной помощи, образованной при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.   В 2014 году проведено 51 заседание комиссии, на которых рассмотрено 1538 заявлений граждан.

В 2015 и последующие годы нам с Вами предстоит:

в сфере предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан и семьям с детьми:

в условиях ограниченных ресурсов осуществить выполнение ранее взятых социальных обязательств по поддержке постоянного населения автономного округа, прожившего не менее 10 лет, на получение большинства пособий, предусмотренных семьям, имеющим детей, переход на адресный принцип предоставления мер социальной поддержки;

учитывая ежегодный рост судебных решений в отношении присвоения звания «Ветеран труда», необходимо инициировать вопрос об установлении на федеральном уровне единых подходов в присвоении указанного звания (перечень наград, дающих право на присвоение звания).

в сфере оказания социальных услуг гражданам:

развивать рынок социальных услуг, предоставляемых поставщиками услуг из числа негосударственных организаций социального обслуживания (коммерческих и некоммерческих, индивидуальных предпринимателей) для создания добросовестной конкуренции;

в отделениях психолого-педагогической помощи учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, организовать работу кабинетов «дружественных детям», включающим социально-психологическую диагностику, психоэмоциональную коррекцию детей, подвергшихся преступным посягательствам.

в сфере демографической и семейной политики:

продолжить укрепление традиционных семейных ценностей, сохранение и развитие духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании детей;

обеспечить комплексную безопасность детей в период оздоровительной кампании.

в сфере опеки и попечительства:

увеличить долю детей, воспитывающихся в семьях граждан, за счет уменьшения количества детей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

сократить численность лиц из числа детей-сирот, у которых право на предоставление жилого помещения возникло и не реализовано на конец года.

в сфере реализации кадровой политики в системе социальной защиты населения:

внедрить новые принципы кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы; расширение использования механизма ротации; применения системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих с использованием ключевых показателей эффективности и общественной оценки их деятельности.




[1] информация подготовлена в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, размещенными на сайте: http://www.gks.ru/



Обновлено: 21.12.2016 12:17