Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Об итогах работы отрасли социальной защиты населения в 2015 году (предварительные данные)


В 2015 году обеспечено стабильное назначение и выплата всех социальных обязательств. Меры социальной поддержки (91 вид) оказаны 370 тыс. гражданам, или 22,9 % от общей численности населения.

Продолжены выплаты, направленные на сохранение положительных демографических тенденций:

Югорский семейный капитал семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. За 9 месяцев 2015 года Югорский семейный капитал в размере 116,0 тыс. рублей выплачен 1 498 семьям (в 2014 году - 110 тыс. рублей получили 1 498 семей, в 2013 году – 105 тыс. рублей получили 614 семей).

ежемесячная денежная выплата семьям, среднедушевой доход в которых не превышает величину прожиточного минимума, в случае рождения третьего ребенка или последующих детей при регистрации рождения и проживания ребенка в Югре. Помощь оказана 5,6 тыс. человек в размере 11,3 тыс. рублей в месяц (в 2014 году – 4,2 тыс. человек в размере 10,6 тыс. рублей, в 2013 году - 1,6 тыс. человек в размере 9 тыс. рублей в месяц).

С 2015 года усилена адресность в предоставлении мер социальной поддержки. Законодательно установлены критерии нуждаемости при предоставлении 16 мер социальной поддержки, в том числе 12 – семьям с детьми, 4 – отдельным категориям граждан, что позволило повысить адресность социальной поддержки 51 184 граждан.

При этом предоставление всех действующих мер социальной поддержки сохранено.

Увеличен максимальный размер единовременной помощи для выхода семьи на самообеспечение с 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.

Социальные проекты и программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югра отмечены на Первом Всероссийском социальном конкурсе «Область добра» (лауреат в номинации «Поддержка многодетных семей») и на VI Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей» (лидер в номинации «Не оступись!», диплом профессионального признания за эффективное внедрение и распространение социально-реабилитационных программ, технологий и методик профилактики правонарушений несовершеннолетних).

Вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» качественно перенастроил всю систему социального обслуживания. Введен индивидуальный подход к социальному обслуживанию исходя из потребностей гражданина в конкретных социальных услугах с составлением индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

Проводится работа по привлечению в сферу социального обслуживания негосударственного сектора. В реестр поставщиков социальных услуг включены 14 негосударственных организаций, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, автономного округа, оказывающие населению:

услуги по постоянному постороннему уходу за одинокими тяжелобольными гражданами в рамках реализации пилотного проекта «Резиденция для пожилых» в г. Югорске (выдача 6 сертификатов ежегодно). Всего в 2015 году сертификатами воспользовались 11 граждан;

услуги по социальному сопровождению инвалидов и семей с инвалидами. Действует служба интеграционных консультантов (персональных помощников), в 2015 году подготовлены 12 консультантов, услуги по сопровождению предоставлены 98 инвалидам;

услуги по социальному обслуживанию на дому, услуги службы «Социальное такси». Право на предоставление услуг на условиях аутсорсинга передано 4 предпринимателям;

создание приемных семей для пожилых граждан, неспособных по состоянию здоровья выполнять повседневную деятельность. Действуют 119 приемных семей (при плановом значении – 75 семей);

услуги по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами в терминальной стадии течения заболевания. В 2015 году услуги сиделки предоставляются 14 гражданам;

услуги по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями. В 2015 году выданы 40 сертификатов на оплату услуг.

Привлечение негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг способствует снижению нагрузки на бюджет автономного округа, формированию конкурентного рынка, создаёт возможности выбора для граждан, и, следовательно, повышению качества предоставляемых услуг.

Инструментом реализации социальной политики Правительства автономного округа направленной на сохранение достойного уровня жизни, оказание адресной социальной помощи, повышение доступности и качества социальных услуг для населения Югры, являются государственные программы: «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы»; «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»; Социальная программа по укреплению в 2015 году материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (при участии пенсионного Фонда Российской Федерации).

В результате реализации программных мероприятий в 2015 году:

сохранился высокий уровень удовлетворенности населения автономного округа качеством и доступностью социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, 99%;

сократился неудовлетворенный спрос на стационарное социальное обслуживание на 85%;

улучшены условия проживания 1 626 ветеранов Великой Отечественной войны – выполнены капитальные и текущие ремонты жилых помещений;

увеличилась доля детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления, на 0,5% и составила 96% (2014 год – 95,5%). До конца года отдыхом и оздоровлением в детских оздоровительных организациях, расположенных на территории автономного округа и за его пределами, планируется обеспечить 117 551 ребенка;

увеличился уровень выраженного оздоровительного эффекта по итогам организации отдыха и оздоровления детей, и составил 97,9 % (2014 год – 97%);

сократилась на 22% численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями и не реализовавших своё право своевременно. По состоянию на 31.12.2014 в региональном реестре состояли 750 человек, на 05.11.2015 - 581 человек;

увеличилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, - 98,6% или 7 686 детей из 7 794 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в автономном округе (2014 год - 97,6 %);

сократилась на 44,7% в сравнении с 2014 годом численность воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время в указанных организациях воспитываются 99 детей. В результате:

ликвидировано казенное образовательное учреждение автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар», г. Нефтеюганск;

казенные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома), преобразованы путём изменения типа и вида в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

по завершению строительства введен в эксплуатацию новый спальный корпус на 240 койкомест бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» в пгт. Излучинске Нижневартовского района, что позволило увеличить мощность учреждения с 200 до 440 койкомест (220%) и сократить очередь на заселение с 290 до 29 человек (на 01.11.2015).

В I квартале 2016 года за счет капитального ремонта количество койкомест увеличится до 530, в результате будет полностью ликвидирована очередность граждан на помещение в психоневрологические интернаты;

по завершению капитального ремонта помещений в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог» в  г. Нижневартовске открыто отделение комплексной реабилитации инвалидов по слуху на 6 койкомест для проведения профилактических, социально-реабилитационных, оздоровительных мероприятий.

В декабре 2015 года планируется завершить:

строительство спального корпуса на 35 койкомест бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» в пгт. Игрим Березовского района, что позволит улучшить условия проживания 35 детей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме;

строительство административно-хозяйственного корпуса и теплого перехода казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» в пгт. Пионерский Советского района, что позволит улучшить условия проживания и социальной реабилитации 28 детей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме;

реконструкцию здания бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» в г. Мегионе, что позволит увеличить пропускную способность учреждения со 105 до 150 посещений в день и обеспечить комфортное и безопасное пребывание граждан в учреждении;

переоборудование здания под бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов «Луч» в г. Нижневартовске, на 65 койкомест, для граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор. Данный тип учреждения новый для автономного округа.

Обеспечение эффективной социальной защиты населения остается одним из ключевых приоритетов Правительства автономного округа на среднесрочный и долгосрочный период.

В 2016 году планируется:

1.        Улучшить условия проживания для 257 ветеранов Великой Отечественной войны и 189 инвалидов боевых действий, проживающих в автономном округе, имеющих потребность в проведении ремонта.

2.        Увеличить долю детей, воспитывающихся в семьях граждан до 98,8%, путём устройства в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях.

3.        Передать ряд обеспечивающих функций сторонним организациям, включая транспортное обслуживание, предоставление услуг по питанию в полустационарных и нестационарных условиях, предоставление услуг по уборке производственных помещений и прилегающих территорий (в 2016 году планируется передача услуг 7 действующих служб «Социальное такси» комплексных центров социального обслуживания населения негосударственным предприятиям (индивидуальным предпринимателям) на условиях аутсорсинга, в том числе с передачей автомобилей на условиях аренды).

4.        Распространить опыт реализации проекта «Резиденция для пожилых» - передать в аренду помещения комплексных центров социального обслуживания населения «Гармония», г. Мегион на 12 койкомест, «Ирида», Советский район на 20 койкомест для открытия частных пансионатов для престарелых и инвалидов.

5.        Внедрить в работу организаций социального обслуживания инновационные, малозатратные, стационарозамещающие технологии;

6.        Ввести новые виды платных услуг (услуги сиделки, услуги по уходу за больными людьми в домашних условиях по типу «Хоспис на дому», «Санаторий на дому» и т.д.).

Решение указанных задач направлено на улучшение качества жизни населения, расширение рынка поставщиков социальных услуг, за счёт вовлечения негосударственного сектора, формирование конкурентной среды, создание возможности выбора поставщика социальных услуг, повышение качества предоставляемых услуг.


Приложение

Таблица 1

Динамика показателей по оказанию

социальной поддержки населения

2011

2012

2013

2014

2015

(оценка)

Количество видов мер социальной поддержки, единиц

85

91

91

91

91

Количество получателей мер социальной поддержки, тыс. человек

358,0

373,6

377,6

372,9

370,0

Введено в эксплуатацию объектов, единиц/мест

1/50

1/26

2/130

2/258

3/35

Количество семей, получивших меры социальной поддержки, направленные на семейное воспитание детей дошкольного возраста (пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, от 3 до 4 лет), тыс. человек

46,4

47,8

47,9

46,0

33,0

Количество семей, получающих субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, тыс. семей

39,7

40,0

38,2

34,0

32,2

Сумма начисленных субсидий, млн. рублей

920,4

946,5

938,1

741,0

734,6

Сумма субсидий в расчете на 1 семью в месяц, рублей

1933,9

1907,5

2044,1

1792,7

1910,0

Количество внедренных национальных стандартов, единиц, в том числе:

государственные стандарты Российской Федерации

9

9

9

9

9

государственные стандарты социального обслуживания Югры

11

13

13

13

13

Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных и воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек

502

402

320

179

90

Количество детей, воспитывающихся в приемных семьях, человек

885

1082

1300

1640

1970

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, человек

6803

6980

7191

7509

7750

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан,%

93

94,3

95,7

97,6

98,6

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоявших на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, от общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на начало отчетного года) *

100

137

124

119

47

Уровень удовлетворенности населения автономного округа качеством и доступностью социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, процентов

97,5

98,0

99,0

99,0

99,0

Объем расходов консолидированного бюджета автономного округа на одного получателя в виде социальных выплат в год, тыс. рублей

27,8

30,4

31,3

33,0

39,9

* Значение показателя изменено, так как в результате проведённого анализа исполнения полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений установлено, что при расчете показателя не учтены граждане указанной категории, право на предоставление жилого помещения у которых возникло в предыдущие годы, а также принято во внимание, что приказ Минфина России от 8 апреля 2013 года № 41 н «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, формы заявки на перечисление указанной субсидии и формы отчета об исполнении условий предоставления указанной субсидии» утратил силу.


Таблица 2

Динамика показателей демографической ситуации

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек

1529,2

1549,2

1572,7

1590,7

1604,7*

1621,1*

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Югра

70,3

70,9

71,8

72,5

72,3*

72,4*

Россия

68,9

69,8

70,2

70,6

70,93**

Численность родившихся, человек

25089

25393

27812

27876

27 676 **

2404****

Коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 населения

Югра

16,4

16,4

17,7

17,7

17,2*

17,2*

Россия

12,5

12,6

13,3

13,3

13,3**

13,3****

Численность умерших, человек

10447

10068

9986

10020

10 311 **

922****

Коэффициент смертности, число умерших на 1000 населения

Югра

6,8

6,5

6,3

6,3

6,4*

6,4*

Россия

14,2

13,5

13,3

13,1

13,1**

13,2****

Естественный прирост населения, человек

14642

15325

17826

17856

17 365**

1482****

Коэффициент естественного прироста, на 1000 населения

Югра

9,6

9,9

11,4

11,4

10,8*

10,8*

Россия

-1,7

-0,9

0,0

0,2

0,2**

0,1****

Миграционный прирост населения, человек

3745

8779

4999

-4478

-2537***

Коэффициент миграционного прироста, на 10 тыс. человек населения

8,3

56,7

31,8

-29,0

-15,8*

3,4*

* Прогнозная информация согласно распоряжению Правительства ХМАО - Югры от 16.10.2015 № 589-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

** Данные Федеральной государственной статистики за 2014 год.

*** Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в 2014 году.

**** Оперативные данные Федеральной государственной статистики на 28.10.2015.

Обновлено: 17.08.2016 15:07