Размер:
Цвет:

Вопрос - ответ

Вопросы и ответы для обсуждения с общественными организациями, действующими в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

в интересах многодетных семей

1.     Какая семья в Югре считается многодетной? Возможно ли рассмотреть вопрос продления статуса многодетной семьи при достижении ребенком восемнадцатилетнего возраста при условии его обучения на очном отделении в профессиональной образовательной организации, но не более 23 лет?

Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» полномочиями по определению категории семей, относящихся к многодетным семьям, наделены субъекты Российской Федерации.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре при признании семьи многодетной сложилась следующая практика.

В пункте 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 45-оз) определено, что многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет из числа граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.

Вышеуказанная норма Закона 45-оз, определяющая статус многодетной семьи, полностью соответствует Конвенции о правах ребенка и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

При достижении человеком восемнадцати лет он перестает быть ребенком и приобретает полную гражданскую дееспособность. Данная норма закреплена в статье 21 «Дееспособность гражданина» Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статус многодетной семьи, установленный Югре, соответствует законодательству Российской Федерации.

Вопрос о продлении статуса многодетной семьи с 18 до 23 лет рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы 2 ноября 2018 года. Принято единогласное решение о нецелосообразности сохранения статуса многодетной семьи при достижении детьми восемнадцатилетнего возраста при условии их обучения на очном отделении в профессиональной образовательной организации по следующим основаниям.

Лицам, достигшим возраста 18 лет, меры социальной поддержки предоставляются в случае наличия нетрудоспособности и (или) потери кормильца.

Кроме того, меры социальной поддержки для многодетных семей предоставляются без учета критерия нуждаемости – наличие низкого среднедушевого дохода.

В этой связи пролонгация действия удостоверения многодетной семьи приведет к необоснованной поддержке ряда семей, не нуждающихся в поддержке, не являющихся малоимущими.

Гражданин, достигший возраста 18 лет, являющийся трудоспособным, может реализовать свои права в полном объеме, в том числе на получение поддержки, как малоимущий, в виде государственной социальной помощи, государственной социальной стипендии на период очного обучения.

Также средства Югорского семейного капитала можно использовать на получение ребенком (детьми) образования, в том числе профессионального.

Продление статуса многодетной семьи с 18 до 23 лет приведет к увеличению количества получателей мер социальной поддержки и, соответственно, к значительному увеличению финансовых затрат из средств бюджета автономного округа, ежегодно до 1 млрд. рублей.

Справочно:

Нами изучены подходы к понятию «многодетная семья», предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям в 23 регионах Российской Федерации. В 15 субъектах РФ (70%) многодетной считается семья, в которой трое или более детей в возрасте до 18 лет, в 8 субъектах РФ (Московская область, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская область, Новосибирская область, Курганская область, Пермский край, Краснодарский край) - в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей.

В городе Москва, например, многодетной семьей является семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

2.   О порядке выдачи удостоверения многодетной семье.

Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи и предоставления мер социальной поддержки утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям».

Согласно порядку необходимо:

заявление одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей;

документы, удостоверяющие личность членов семьи и содержащие указание на гражданство Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних детей, достигших возраста 14 лет;

свидетельство о рождении и свидетельство о государственной регистрации заключения брака в случае, если они выданы за пределами автономного округа.

Центром социальных выплат самостоятельно запрашиваются задекларированные сведения о месте жительства членов семьи, факте их совместного проживания, о государственной регистрации рождения ребенка (детей) и заключения брака на территории автономного округа.

Факт постоянного проживания в автономном округе может быть установлен решением суда.

3.   Считается ли приемная семья, имеющая в своем составе трех и более детей, из них 1 или 2 ребенка кровные, многодетной? Какие меры социальной поддержки предусмотрены?

Приемные родители являются законными представителями, в связи с чем имеют право на получение удостоверения многодетной семьи, в случае соблюдения всех условий, в том числе наличие у приемных родителей и детей места жительства на территории автономного округа, их совместное проживание, подтвержденное управлением миграции МВД России. Факт постоянного и совместного проживания также может быть установлен в судебном порядке.

Для многодетных семей предусмотрены следующие меры социальной поддержки, предоставляемые Центром социальных выплат:

ежемесячное пособие многодетным семьям;

компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг;

единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

компенсация расходов на проезд к месту отдыха, оздоровления и обратно детям из многодетных семей.

Кроме того, в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей предоставляются:

единовременное пособие;

Югорский семейный капитал;

ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.

4.   Имеет ли право ребенок, воспитывающийся в приемной семье на меры социальной поддержки (пособия), если в свидетельстве о рождении не указан отец (стоит прочерк)?

Пособия устанавливаются родителю (законному представителю) ребенка, отсутствие данных об отце в свидетельстве о рождении не является препятствием для реализации прав законным представителем.

5.      Какие меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются с учетом «ценза оседлости» (постоянного проживания в автономном округе не менее 10 лет)?

К таким мерам относятся:

единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей;

единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей.

6.      Возможно ли изменить подходы при предоставлении отдельных мер социальной поддержки (ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет и от трех до четырех лет; ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей) в части необходимого условия для их получения наличие периода проживания гражданина на территории автономного округа не менее 10 лет?

Инициатива предоставления бюджетной поддержки с учетом периода постоянного проживания на территории автономного округа не менее 10 лет исходила от жителей, участвовавших в 2013 – 2014 годах в обсуждениях законопроекта, проводившихся во всех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, депутатов Дум муниципальных образований и депутатов Думы автономного округа.

Подавляющее большинство граждан, участвовавших в общественном обсуждении и в интерактивном голосовании, организованном на общедоступном для жителей автономного округа телеканале «Югра, поддержали инициативу о введении условия стажа проживания при предоставлении мер социальной поддержки.

Стоит отметить, что изначально предлагалось введение 5-летнего стажа проживания, но в ходе общественных обсуждений граждане высказались о необходимости введения 10-летнего срока проживания.

            

7.      Планируется ли изменение условий предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком с 1,5 до 3 лет только малоимущим?

Изменение условий предоставления пособия не планируется. Действующие условия полностью соответствуют принципам адресности и нуждаемости.

8.      В каких случаях осуществляется компенсация расходов на проезд к месту отдыха, оздоровления и обратно детям из многодетных семей? Просьба рассмотреть возможность предоставления компенсации к месту отдыха, а не к месту оздоровления.

Компенсация расходов осуществляется родителю (законному представителю) детей из многодетных семей по фактическим затратам на их проезд к месту отдыха, оздоровления и обратно, но не более 7000 рублей и не чаще 1 раза в 2 года на каждого ребенка, выезжающего к месту отдыха, оздоровления и обратно.

Компенсация расходов на проезд к месту отдыха, оздоровления и обратно детям из многодетных семей по путевкам, предоставляемым исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, осуществляется на основании заявления одного из родителей (законных представителей) при предоставлении:

а) документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законного представителя) и содержащего указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) оригиналов проездных документов, за исключением случаев приобретения групповых проездных билетов (в этом случае все данные представляют органы власти).

Также компенсация предоставляется при предоставлении путевок работодателями и самостоятельно приобретенными многодетными родителями, на основании заявления 1 из родителей (законных представителей) при представлении следующих документов:

а) документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законного представителя) и содержащего указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) оригиналов проездных документов;

в) документов, подтверждающих факт пребывания на отдыхе и оздоровления детей (путевки, курсовки, подтверждающие пребывание в санатории, организациях отдыха детей и их оздоровления (санаторно-курортных организациях) либо копии договора о предоставлении санаторно-курортной организацией санаторно-курортных услуг с приложением документов, подтверждающих их оплату);

г) копии лицензии, подтверждающей право на осуществление санаторно-курортной организацией медицинской деятельности.

В следующем году из перечня документов в качестве документов, подтверждающих факт пребывания на отдыхе и оздоровления детей, будут учитываться только копии договоров о предоставлении санаторно-курортной организацией санаторно-курортных услуг с приложением документов, подтверждающих их оплату.

Таким образом, приоритетным направлением является получение качественных услуг по оздоровлению детей.

9.      Предусмотрено ли обеспечение многодетной семьи автотранспортом?

Законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечение многодетных семей автотранспортом и оказание материальной помощи на его приобретение не предусмотрено.

Вместе с тем, в Ханты-Мансийского автономного округа – Югре реализуется форма социального обслуживания – предоставление социальных услуг службой «Социальное такси».

Порядок и условия предоставления социальных услуг службой «Социальное такси» утверждены постановлением Правительства автономного округа от 28.05.2009 №131-п.

Право на получение услуг службы «Социальное такси» имеют в том числе проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре многодетные матери (отцы) при перевозке не менее двух детей в возрасте до пяти лет одновременно.

Услуги службы «Социальное такси» предоставляются для проезда к социально значимым объектам, включенным в основной перечень видов социально значимых объектов или дополнительный перечень видов социально значимых объектов, по мету их проживания (пребывания).

Услуги службы «Социальное такси» предоставляются получателям социальных услуг по их заказам, принимаемым предварительно и при наличии договора о предоставлении социальных услуг. Договор заключается между учреждением социального обслуживания и получателем социальных услуг (или его законным представителем) на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, выданной управлением социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Получатели социальных услуг могут осуществить двенадцать поездок в месяц в места, предусмотренные в основном перечне, и восемь поездок в месяц в места, указанные в дополнительном перечне.

Перенос и суммирование неиспользованных поездок в текущем месяце на следующий месяц не производится.

Дополнительную информацию о порядке и условиях получения услуг службы «Социальное такси» можно получить в управлении социальной защиты населения по месту жительства.

10. Почему в Югре отсутствует льгота для детей из многодетных семей по бесплатному проезду на внутригородском транспорте, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетным семьям, а также определять порядок и условия их предоставления.

Меры социальной поддержки, содержащиеся в Указе №431, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализованы, и часть из них «монетизирована».

Мера социальной поддержки по бесплатному проезду на внутригородском транспорте учащимся общеобразовательных школ заменена на ежемесячное пособие многодетным семьям, которое предоставляется на всех несовершеннолетних детей, в том числе не являющихся учащимися общеобразовательных школ. Размер данного пособия в 2018 году составляет 548 рублей, ежегодно индексируется на коэффициент, соответствующий прогнозному уровню инфляции в автономном округе.

Считаю, что предоставление льгот в денежном виде обеспечивает свободу выбора граждан по использованию денежных средств на приобретение проездного билета или направление денежных средств на иные цели, например при транспортировке детей на собственном автомобиле. Также изменение формы предоставления льготы послужило дополнительной поддержкой жителей населенных пунктов, в которых общеобразовательные организации находятся в шаговой доступности, и отсутствует необходимость транспортировки обучающихся.

11. Какое ведомство обеспечивает детей из многодетных семей новогодними подарками и до какого возраста?

Обеспечение детей, в том числе, воспитывающихся в многодетных семьях, новогодними подарками не является гарантированным обязательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

12. Планируется ли предоставление новых мер социальной поддержки или иных выплат с 2019 года многодетным семьям, проживающим в Югре?

Нет, не планируется. В настоящее время в соответствии с законодательством автономного округа югорским семьям предоставляется широкий комплекс социальных гарантий.

12. Планируется ли индексация мер социальной поддержки многодетных семей на 2019 год? Каких и на сколько?

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 30.11.2018 №449-п с 01.01.2019 будут проиндексированы на коэффициент, соответствующий прогнозному ровню инфляции, равный 4 %, ежемесячное пособие многодетным семьям (увеличение с 548 руб. до 570 руб.), а также меры социальной поддержки малоимущих граждан (ежемесячное пособие на ребенка с 931 руб. до 968 руб., государственная социальная помощь (минимальный размер с 183руб. до 190 руб., максимальный размер 013 до 949 руб.) и ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов с 1826 до 1899 руб.). Также с 01.01.2019 на 4% будет увеличен размер ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей с 14 155 рублей до 14 721 рубля.

13. Планируется ли индексация Югорского семейного капитала и расширение направлений, на которые можно использовать средства Югорского семейного капитала?

Индексация Югорского семейного капитала не предусмотрена в 2019 году. Стоит отметить, что в текущем году действие Югорского семейного капитала продлено в отношении третьего ребенка и последующих детей, которые родятся в период с 2019 по 2021 годы, тем самым автономный округ взял дополнительные обязательства по оказанию поддержки многодетным семьям.

Расширение направлений, на которые можно использовать средства Югорского семейного капитала, не планируется. Установленные в автономном округе направления использования средств Югорского семейного капитала отвечают потребностям жителям автономного округа.

Справочно

При анализе использования средств Югорского капитала наибольшую долю составляет использование на улучшение жилищных условий - 78,5%, на получение образования – 15,1%, на получение медицинской помощи – 6,4%.

иных сопутствующих услуг, связанных с ее получением.

14. В каких случаях приемный родитель может воспользоваться материнским капиталом в интересах подопечного ребенка?

Приемные дети, на которых приемным родителем получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее – сертификат), обладают равным объемом прав с кровными детьми и на них аналогичным образом распространяются нормы законодательства о материнском (семейном) капитале.

Так, согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006              № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

улучшение жилищных условий;

получение образования ребенком (детьми);

приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Напоминаю, что распоряжение средствами материнского капитала возможно только с разрешения органов опеки и попечительства.

15. Будут ли организованы тренинги для родителей из приемных семей в 2019 году. На какой основе (платной или безвозмездной)?

Проведение ежегодных обучающих семинаров и тренингов для замещающих родителей определено Планом мероприятий по совершенствованию деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018-2019 годы, предусмотренным государственной программой автономного округа «Социальное и демографическое развитие».

Органами опеки и попечительства совместно с учреждениями социального обслуживания в декабре текущего года утверждаются графики проведения обучающих мероприятий и тренингов замещающих родителей на 2019 год.

Указанные мероприятия будут проведены на базе учреждений социального обслуживания по месту проживания замещающих родителей на безвозмездной основе. Подробную информацию о датах и тематике мероприятий замещающие родители могут уточнить у специалистов органа опеки и попечительства по месту своего проживания.

В отдельных муниципальных образованиях такие тренинги уже проходят. Например, в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе 14 и 19 ноября 2018 года состоялись 3 семинара, в которых приняли 87 замещающих семей.

16. Какие меры воздействия   можно применить к «неактивным»   приемным родителям?

Участие замещающих родителей в общественных мероприятиях, тренингах, обучающих семинарах осуществляется исключительно на добровольной основе. В связи чем, мер ответственности в данном случае к замещающим родителям не применяется.

Органами опеки и попечительства автономного округа осуществляется тесное взаимодействие с замещающими родителями, в том числе в части информирования о возможности участия в различных мероприятиях с целью повышения родительской, правовой компетенции, финансовой грамотности либо в иных общественных мероприятиях муниципального и регионального уровней. Тем не менее, решение об участии принимается самими замещающими родителями.

17. Могут ли родители из многодетных и приемных семей получать социальные услуги на безвозмездной основе

На основании ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской», социальные услуги предоставляются бесплатно:

несовершеннолетним детям;

лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Другим категориям граждан социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

17. Учитывается ли в стаж работы приемным родителям при выходе на пенсию   периоды   воспитания подопечных детей по гражданско-правому договору?

Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся, в частности, лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или оказание услуг.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» гражданами, осуществляющими опеку или попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе по договору о приемной семье, обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, когда орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключает с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

Статьей 152 Семейного        кодекса Российской Федерации предусмотрено, в частности, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса, а в части, не урегулированной указанной главой, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Следовательно, Договор, предусматривающий выплату вознаграждения приемным родителям, является гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.

Поскольку договор о создании приемной семьи является разновидностью гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, приемные родители относятся к числу работающих граждан, с вознаграждения которых производятся отчисления страховых взносов.

Таким образом, приемные родители, заключившие договор о приемной семье и получающие денежное вознаграждение по указанному договору, относятся к категории работающих лиц, что влечет за собой необходимость в представлении отчетности сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении родителя(ей) с которыми заключен договор о приемной семье.

Продолжительность требуемого стажа на соответствующих видах работ устанавливается по Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Так, пунктами 4 и 5 данных Правил закреплено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в подсчет стажа подлежат периоды опеки или попечительства над ребенком или детьми, осуществляемые приемными родителями по договору о приемной семье на возмездной основе, заключенному с органом местного самоуправления, наделенного полномочиями по опеке и попечительству.

Опубликовано: 14.12.2018        Обновлено: 14.12.2018 07:59