Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

О проведении проверки деятельности администрации Ханты-Мансийского района района в сфере опеки и попечительства

Информация
по итогам проверки деятельности отдела опеки и попечительства
администрации Ханты-Мансийского района

В соответствии с приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2017 № 1035-р «О проведении выездных проверок» с 21.05.2018 по 31.05.2018 проведена проверка деятельности администрации Ханты-Мансийского района, исполняющей переданные отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству (далее - проверка) за период 2015-2017 годы, январь-май 2018 года по следующим направлениям:
выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены;
организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направление сведений в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения;
освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
порядок ведения личных дел недееспособных граждан;
целевое использование средств субвенции, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления передаваемых им отдельных государственных полномочий.
Организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется отделом в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей (далее – журнал). Ведение журнала осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Вместе с тем, в отношении 5 несовершеннолетних в журнале отсутствует информация об отце. В отношении 2 несовершеннолетних в графе 6 журнала отсутствует информация об организации, которую посещает ребенок с целью получения образовательных услуг. Не указана дата регистрации несовершеннолетней Р. в графе 2 журнала. В отношении 2 несовершеннолетних в графе 3 журнала отсутствует информация о том, от кого поступили сведения о несовершеннолетних.


Организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
С 2015 года организовано направление сведений в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональный банк данных), в соответствии с требованиями, установленными приказом Минобрнауки России № 101.
Вместе с тем, в результате технического сбоя в программном обеспечении не производилось направление сведений о детях для постановки на первичный учет в региональный банк данных:
несовершеннолетний Д. выявлен отделом опеки и попечительства Ханты-Мансийского района 11.05.2018. По состоянию на 31.05.2018 информация о ребенке в региональный банк данных не поступила;
несовершеннолетний В. выявлен отделом опеки и попечительства Ханты-Мансийского района 22.05.2018. По состоянию на 31.05.2018 информация о ребенке в региональный банк данных не поступила.
Соблюдение порядка осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных
Акты проверок условий жизни подопечных составлены по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1642, на бланке отдела.
Вместе с тем, в пункте 3.1 актов проверки условий жизни несовершеннолетнего А. не указаны выплаты по алиментным обязательствам, однако в пунктах 4.1 и 5.2 актов отдел опеки и попечительства не дает рекомендации опекуну о принятии мер по их взысканию с матери, лишенной родительских прав.
В пункте 3.1 актов проверки условий жизни несовершеннолетней П. от 07.09.2017 и 07.03.2018 не указаны размеры выплат на ежемесячное содержание и проезд несовершеннолетней.

Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.09.2013 № 90-оз «О внесении изменений в отдельные Законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц» в пункт 7 статьи 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 86-оз) внесены изменения в части наименования указанного полномочия
Тем не менее, в ходе проверки правовой акт, предполагающий приведение постановления администрации Ханты-Мансийского района от 05.12.2016 № 420 в соответствие с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не представлен.

Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, представленный для проверки на бумажном носителе, ведётся в соответствии с формой, предусмотренной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.08.2012 № 273-п.
Для проверки представлены списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список).
По результатам анализа информации, содержащейся в Учёте и Списке, установлено, что все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включены в них на основании соответствующих правовых актов.
Согласно Списку на 2018 год, представленному в ходе проверки на бумажном носителе, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения имеет Т., в личном деле которой имеется заявление законного представителя от 15.03.2018 № 344 об исключении её из списка.
Также проведена выборочная проверка учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотренных пунктом 3 Правил. По результатам проверки установлено следующее.
В нарушение абзаца пятого подпункта 3.3 пункта 3 статьи 5 Закона № 86-оз, предусматривающего одновременную подачу законным представителем заявлений о включении в список и установлении факта невозможности проживания подопечного в ранее занимаемом жилом помещении, факт невозможности проживания несовершеннолетней Т. установлен распоряжением администрации Ханты-Мансийского района на основании заявления законного представителя от 02.10.2014, решение о включении гражданки в список принято распоряжением администрации Ханты-Мансийского района от 14.01.2015 № 14-р.
Факт невозможности проживания Т. в ранее занимаемом жилом помещении, установлен без применения учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе где находится квартира (копия соответствующего решения уполномоченного органа в учетном деле отсутствует).
По результатам проверки учетного дела П. установлено отсутствие сведений о её имущественных правах по месту рождения (город Урай), в том числе по результатам ежегодной актуализации сведений.
Согласно пункту 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
Отделом принимаются меры по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних во взаимодействии со службой судебных приставов.
Однако законному представителю письмом отдела от 03.04.2018 направлена памятка, регламентирующая действия законного представителя по принятию мер к взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних, в которой отсутствуют сведения о порядке привлечения родителей, лишенных родительских прав, к уголовной ответственности по статьям 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях и 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (не указаны соответствующие контактные данные уполномоченных органов, порядок и сроки обращения).
В ходе проверки Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района представлены сведения об аукционах, проведенных администрацией в 2016-2018 годах, для приобретения жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа (от 24.05.2018 № 281/18).
По результатам анализа указанной выше информации об аукционах установлено несоответствие количества жилых помещений, на которые объявлялись аукционы, количеству граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, на дату объявления аукциона.
Порядок ведения личных дел недееспособных граждан
учет граждан, нуждающихся в патронатном уходе
Форма журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утверждена приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.08.2011 № 891н.
Однако журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, представленный для проверки, начат 01.07.2015. При этом, ранее сформированные журналы в ходе проверки не представлены.
По результатам анализа сведений, содержащихся в указанном выше журнале, установлено несоответствие дат внесения в него сведений датам обращения граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, утвержденных постановлением № 927, орган опеки и попечительства, получивший информацию о гражданине, вносит в установленном порядке сведения о совершеннолетнем гражданине в журнал первичного учета граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
Для проверки представлен журнал первичного учета, в котором содержатся сведения о гражданах, не подлежащих первичному учету на территории Ханты-Мансийского района.
Кроме того, дата первичного учета В. (строка 32 Журнала первичного учета) не указана.
Сведения, содержащиеся в Журнале первичного учета, полностью соответствуют сведениям, содержащимся в реестре совершеннолетних недееспособных граждан, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и автономного округа (в журнал первичного учета совершеннолетних недееспособных граждан включается информация о гражданах, выявленных на территории соответствующего муниципального образования автономного округа, реестр совершеннолетних недееспособных граждан должен содержать сведения о гражданах указанной выше категории, состоящих на учете в органе опеки и попечительства, независимо от места их выявления).
По результатам выборочной проверки личных дел совершеннолетних недееспособных установлено, что в нарушение Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» отсутствуют отдельные документы:
в личном деле Л. - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная учреждением медико-социальной экспертизы, документ о соответствии жилого помещения гражданина, выразившего желание стать опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина, техническим правилам и нормам;
в личном деле В. – документ о соответствии жилого помещения гражданина, выразившего желание стать опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина, техническим правилам и нормам
в личном деле Д. – информация о зачислении денежных средств на номинальный счет, открытый в банке на имя подопечной;
в личном деле А. – индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная учреждением медико-социальной экспертизы, отметка об утверждении отчета опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, за 2015 и 2016 годы, письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном.
Кроме того, в личном деле О. имеется копия решения суда о признании её недееспособной с отметкой о том, что решение не вступило в законную силу. В связи с чем, постановка гражданки на учет в отделе в качестве совершеннолетнего недееспособного гражданина, не соответствует законодательству Российской Федерации. В личном деле гражданки также имеется копия индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданная 04.03.2014, в которой в качестве исполнителей мероприятий по реабилитации указаны органы и учреждения Пермского края.
В актах о проверке условий жизни О. отсутствуют рекомендации законному представителю о необходимости внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида в части исполнителей мероприятий реабилитации.
Во всех проверенных личных делах совершеннолетних недееспособных граждан отсутствуют:
акт о проверке условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдении опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, обеспечении сохранности его имущества, а также о выполнении опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, за 2016 год (в нарушение пункта 4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением № 927 (далее – Правила осуществления проверки);
акт органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки (в нарушение пункта 3 Правил осуществления проверки);
документы, подтверждающие направление в налоговые органы информации об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом (в нарушение пункта 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации);
документы или соответствующая отметка о направлении второго экземпляра акта о проверке условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина его законному представителю (в нарушение абзаца пятого пункта 8 Правил осуществления проверки);
надлежаще оформленные акты обследования условий жизни совершеннолетних подопечных, в том числе в части отсутствия в названии и по тексту актов информации о соблюдении опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, обеспечении сохранности его имущества, а также о выполнении опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
Имущество подопечного передается опекунам, попечителям по описи, составленной с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В реестре совершеннолетних недееспособных граждан Ханты-Мансийского района содержаться сведения о Е., в отношении которого форма устройства не избрана.
Однако информация о мерах, принятых отделом по устройству указанного выше гражданина, в ходе проверки не представлена.

Рекомендации администрации Ханты-Мансийского района по итогам проверки:
Администрации Ханты-Мансийского района:
1. Обеспечить качественное заполнение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и актов проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного (при наличии в пункте 3.1. акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного информации о задолженности по алиментным обязательствам, в пункте 5.2. акта указывать рекомендации опекуну в части мер по взысканию алиментов).
2. Информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, направлять в региональный банк данных в соответствии с пунктом 9 требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 № 101«Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
3. Провести сплошной анализ личных дел совершеннолетних недееспособных граждан и привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
4. Организовать межведомственную работу по своевременной подготовке конкурсной документации на приобретение жилых помещений в количестве, соответствующем числу детей-сирот, состоящих в списке.
5. Обеспечить прохождение специалистами отдела опеки и попечительства администрации Ханты-Мансийского района курсов повышения квалификации по вопросам:
5.1. Защиты прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан;
5.2. Порядка выявления, учета и устройства совершеннолетних недееспособных граждан;
5.3. Порядка выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Провести межведомственную техническую учебу по вопросу взаимодействия структурных подразделений администрации Ханты-Мансийского района по организации работы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Опубликовано: 18.09.2018        Обновлено: 18.09.2018 10:44