Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

О проведении проверки деятельности администрации Березовского района в сфере опеки и попечительства

Информация

по итогам проверки деятельности отдела опеки и попечительства

администрации Березовского района

 

В соответствии с приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2017 № 1035-р «О проведении выездных проверок» 26 – 28 июня 2018 года проведена проверка деятельности отдела опеки и попечительства администрации Березовского района (далее - проверка).

В ходе проверки изучены следующие направления деятельности:

организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан;

организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

соблюдение требований статьей 73-76 Семейного кодекса Российской Федерации;

освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

соблюдение порядка осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных;

соблюдение требований Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 432, при выдаче гражданам заключений о временной передаче ребенка (детей) в семью;

защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

порядок ведения личных дел недееспособных граждан;

учет граждан, нуждающихся в патронатном уходе.

 

Организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, в отделе опеки и попечительства администрации Березовского района (далее - отдел) ведется в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей (далее - журнал). Ведение журнала осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее – приказ Минобрнауки России № 101).

Однако, в графе 10 журнала «Причина отсутствия родительского попечения» не указываются правовые основания, в связи с которыми ребенок выявлен как оставшийся без попечения родителей.

При проверке личных дел подопечных установлено, что в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением их родителей родительских прав, органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилась профилактическая работа, направленная на сохранение ребенку кровной семьи. Вместе с тем, результаты указанной работы не дали положительного эффекта.

В личных делах подопечных, выбывших на постоянное место жительства за пределы Березовского района, отсутствуют документы, подтверждающие направление личного дела по новому месту проживания несовершеннолетних, что является нарушением пункта 11 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», так как затрудняет проверку в части соблюдения трехдневного срока направления личного дела.

Соблюдение порядка осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных

Акты проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее – акт проверки) составлены по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1642, на бланке отдела.

В указанных актах отражена информация по результатам личного общения с подопечным, а также сведения, представленные из образовательных, медицинских, оздоровительных организаций, организаций дополнительного образования.

Вместе с тем, выявлены случаи формального подхода при составлении актов проверок.

В пункте 1.2 «Внешний вид подопечного» акта проверки от 04.04.2016 подопечного Д. описан внешний вид несовершеннолетнего, вместе с тем, в пункте 6 «Дополнительная информация» аналогичного акта указано, что подопечный выехал в санаторий за пределы Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. К отчету опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2016 год приложены авиабилеты на имя Д. от 24.03.2016 из поселка Березово Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и посадочный талон, подтверждающие отсутствие ребенка на дату проведения проверки.

В акте проверки от 16.03.2017 в отношении подопечной А. дата проведения предыдущей проверки указана 22.09.2016, при этом предыдущая проверка проведена 19.12.2016.

Во всех актах проверки в отношении подопечной Д. в графе «мать» отсутствуют сведения о вступлении в законную силу решения суда о лишении матери родительских прав. В актах от 30.05.2016 и от 25.07.2016 отсутствует информация в пункте 3.2 «Реализация мер по сохранности имущества подопечного», при этом в личном деле несовершеннолетней Д. имеется постановление от 03.06.2016 № 400 о постановке на учет детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В актах проверки условий жизни несовершеннолетней подопечной В. от 23.03.2018, 04.06.2018 в подпункте 3.1 «Сведения о доходах подопечного» пункта 3 указано на взыскание алиментов 25.09.2017 с указанием размера алиментных обязательств, однако информация о поступлении указанных денежных средств на счет несовершеннолетней подопечной отсутствует. При этом меры, принимаемые с целью взыскания алиментов с родителей, в том числе рекомендации опекуну по указанному вопросу, в акте не указаны.

В актах проверки в отношении подопечного Я. от 18.02.2016, 22.04.2016, 01.09.2016, 07.11.2016, 04.08.2017 в пункте 1.8 «Жилищно-бытовые условия подопечного» не указана информация о площади жилого помещения, что является обязательным в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1642 «Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

В соответствии с пунктом 11 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05. 2009 № 423, акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства. При этом, в личных делах подопечных детей отсутствует информация о направлении второго экземпляра указанного акта опекуну (попечителю).

В ходе проверки также выявлены иные нарушения в деятельности отдела.

Согласно пункту 4 Порядка подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, в личном деле подопечного должны присутствовать копия свидетельства его опекуна о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо документы, подтверждающие близкие родственные отношения с подопечным.

В нарушение указанного требования в актах проверки Я., А., Д., Д. в графе родственные отношения с подопечным указано «бабушка», однако, документы, подтверждающие родственные отношения, в личных делах подопечных отсутствуют.

Отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2017 год в отношении подопечного Я. составлен с применением корректора (пункт 4.3 «Денежные средства, находящиеся на счетах в кредитных организациях» в графе 6 «Остаток на счете» заштрихован), что не допустимо, так как не позволяет достоверно оценить исполнение опекуном возложенных на него обязанностей по защите имущественных прав подопечного.

 

Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Перечень полномочий, осуществляемых отделом, регламентируется Положением об отделе опеки и попечительства администрации Березовского района, утвержденным решением Думы Березовского района от 04.06.2015 № 620 «Об утверждении Положения об Отделе опеки и попечительства администрации Березовского района (с изм. внесенными решениями Думы Березовского района от 03.09.2015 № 636, от 09.11.2017 № 199                          (далее – Положение).

Постановлением администрации Березовского района от 05.03.2013                № 282 «Об уполномоченном органе» отдел опеки и попечительства администрации Березовского района назначен уполномоченным органом по:

формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются.

Постановлением администрации Березовского района от 16.07.2013               № 992 (с изм. внесенными постановлениями администрации Березовского района от 15.08.2013 № 1174, от 18.10.2013 № 1522, от 17.11.2015 № 1327) определен порядок взаимодействия отдела опеки и попечительства, комитета по земельным ресурсам и управлению муниципальным имуществом, отдела жилищных программ, управления по бухгалтерскому учету и отчетности администрации Березовского района (далее – уполномоченные структурные подразделения) по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Указанным порядком установлен комплекс процедур по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сроки, разграничена ответственность уполномоченных структурных подразделений, определены сроки и периодичность выполнения каждой процедуры в процессе предоставления жилых помещений.

Вместе с тем, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2012 № 559-п «О порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендовано определить уполномоченный орган по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В ходе проверки установлено отсутствие правового акта администрации Березовского района, определяющего уполномоченный орган по исполнению вышеуказанного полномочия.

 

Рекомендации:

1. Главе Березовского района определить уполномоченным органом местного самоуправления по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений структурное подразделение, осуществляющее управление муниципальным жилищным фондом.

2. Начальнику отдела опеки и попечительства администрации Березовского района:

2.1. устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, в части внесения недостающих сведений в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, акты проверок и личные дела несовершеннолетних подопечных;

2.2. провести техническую учебу с сотрудниками, осуществляющими проверку условий жизни несовершеннолетних подопечных, по вопросам обеспечения всестороннего подхода к проведению указанных проверок и составления актов по результатам проверки в соответствии с параметрами, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1642, в том числе в соответствии с методическим письмом Депсоцразвития Югры от 15.07.2015 № 15-Исх-12431.

3. Председателю территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Березовского района организовать не реже одного раза в полгода рассмотрение на заседании комиссии вопросов:

3.1. об анализе, причинах роста числа выявлений детей, оставшихся без попечения родителей, полноты и эффективности межведомственной работы, направленной на профилактику социального сиротства, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении каждой семьи;

3.2. по восстановлению в родительских правах родителей, ранее ограниченных в родительских правах.

Опубликовано: 18.09.2018        Обновлено: 18.09.2018 10:42