Размер:
Цвет:

1 полугодие 2019 года

Информация

о результатах контрольных мероприятий, проведенных отделом контроля в сфере социального обслуживания, доступной среды и внутреннего финансового аудита

в I полугодии 2019 года

1. Общие сведения.

В I полугодии 2019 года отделом контроля в сфере социального обслуживания, доступной среды и внутреннего финансового аудита Административного управления Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – отдел контроля) в соответствии с планом работы проведено 16 контрольных мероприятий.

Общий объем средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, охваченный контрольными мероприятиями составил – 892 368,26 тыс. рублей. Распределение контрольных мероприятий по видам объектов проверки, а также сведения об объемах средств бюджета автономного округа, охваченных проверками представлены ниже.

Таблица 1

Объекты контрольных мероприятий

Количество контрольных мероприятий

Предмет проверки

Объем средств бюджета автономного округа, охваченный контрольными мероприятиями

Учреждения, подведомственные Депсоцразвития Югры

11

Финансово-хозяйственная деятельность

576 909,78

тыс. руб.

Органы опеки и попечительства муниципальных образований

5

Целевое использование субвенции на осуществление переданных отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству

315 458,48

тыс. руб.

ИТОГО

16

892 368,26

тыс. руб.

В ходе проверок выявлены нарушения и недостатки при использовании бюджетных средств на общую сумму 3 508,45 тыс. рублей, из которых часть средств восстановлена в бюджет автономного округа объектами проверок по результатам рассмотрения указаний, направленных Депсоцразвития Югры.

Диаграмма 1

2. Результаты контрольных мероприятий.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, установлены следующие нарушения и недостатки.

1. В нарушение статей 60.2, 99, 104, 126, 136, 151, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ):

- локальными актами учреждений форма расчетного листка утверждалась без учета мнения представительного органа либо вообще не утверждалась («Радужнинский     КЦСОН», «Октябрьский КЦСОН», «Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»);

- приказы об установлении компенсационных выплат (доплат за совмещение профессий, увеличение объема работ, расширение зон обслуживания) не содержали объема дополнительных работ, а также указания на должность за выполнение работ по которой осуществлялась доплата, не указывались основания и условия («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Психоневрологический интернат»);

- не своевременно актуализировались локальные акты учреждений («Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»);

- работники привлекались к сверхурочной работе в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка учреждения («Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»);

- начисление минимального размера оплаты труда производилось с нарушением требований ТК РФ («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Радужнинский КЦСОН»);

- допускались случаи замены денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска с нарушением положений статьи 126 ТК РФ («Центр социальных выплат» филиал в г. Нижневартовске);

- компенсационные выплаты, в том числе доплата за расширенную зону, однодневный заработок за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производились с нарушением статьи 153 ТК РФ, требований Положения об оплате труда («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Октябрьский КЦСОН», «Мегионский КЦСОН»);

- стимулирующие выплаты по итогам работы за квартал (за год) при суммированном учете рабочего времени производились с нарушением статьи 104 ТК РФ; положениями об оплате труда работников учреждения не устанавливался порядок расчета стимулирующих при суммированном учете рабочего времени («Октябрьский КЦСОН», «Психоневрологический интернат»).

2. В нарушение приказа Депсоцразвития Югры от 28.02.2017 № 3-нп «Об утверждении положения об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оказывающих социальные услуги» (далее – приказ Депсоцразвития Югры   № 3-нп), Коллективного договора учреждения, Положения об оплате труда работников учреждений в 8 учреждениях из 11:

- начисление стимулирующих выплат, компенсационных выплат работникам и руководителям учреждений производилось не за фактически отработанное время (с учетом дней нахождения в очередных оплачиваемых отпусках), без учета районного коэффициента и северной надбавки («Октябрьский КЦСОН», «Психоневрологический интернат», «Советский дом-интернат»);

- стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливались работникам учреждения на срок более года;

- начисление надбавки за выслугу лет производилось от должностного оклада с учетом доплаты за ночные часы работы («Октябрьский КЦСОН»);

- работникам, отработавшим полный календарный год единовременная выплата к отпуску начислялась пропорционально отработанному времени как вновь принятому сотруднику («Нефтеюганский КЦСОН»);

- выявлены случаи начисления стимулирующих выплат без приказов руководителя учреждения, исходя из повышенного должностного оклада, начисления двойных стимулирующих выплат за качество выполняемых работ, процент премиальных выплат устанавливался в размерах, не предусмотренных коллективным договором, установления стимулирующих выплат в размере, превышающем 50% оклада («Радужнинский КЦСОН»);

- не производилась выплата премии по итогам работы за год работникам, уволенным в течение года; при установлении размера премии применялись критерии оценки отличные от критериев, установленных коллективным договором; процент премии устанавливался в размерах, не предусмотренных коллективным договором;

- допущен случай начисления коэффициента эффективности деятельности (далее – КЭД) в размере, превышающем установленный приказом Депсоцразвития Югры максимальный размер КЭД по данной должности («Мегионский КЦСОН»);

- перерасход фонда оплаты труда (далее – ФОТ) учреждения за счет не развернутого отделения («Психоневрологический интернат»).

3. В нарушение требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выявлен случай несвоевременного переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности («Мегионский КЦСОН»).

4. Нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при расчете среднего заработка работникам:

- не учитывалась единовременная выплата, начисленная в расчетном периоде, премиальные выплаты к праздничным датам;

- премиальные выплаты по итогам работы за квартал (год), начисленные за фактически отработанное время, включались в расчет не в полном объеме, а пропорционально («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Октябрьский КЦСОН», «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»);

- неправомерно индексировались: КЭД, начисленный работникам, в отношении которых реализуется план мероприятий по поэтапному повышению заработной платы; премиальные выплаты по итогам работы за 2018 год, единовременная выплата при предоставлении очередного оплачиваемого отпуска, стимулирующие выплаты по итогам работы за квартал, год («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Октябрьский КЦСОН», «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ЦСВ филиал в г. Нижневартовске);

- не индексировались: районный коэффициент и северная надбавка, компенсационные выплаты, заработная плата в целом («Октябрьский КЦСОН»);

- допускалась завышенная индексация при увеличении должностного оклада («Психоневрологический интернат»);

- в расчет среднего включались: социальная льгота и гарантия за отсутствие в течение календарного года листков временной нетрудоспособности; премия по итогам работы за 2017 год в повышенном размере («Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»).

5. В нарушение статьи 3.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2004 № 77-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», приказа Депсоцразвития Югры № 03-нп в Коллективных договорах учреждений не отражены рекомендации по начислению премиальных выплат по итогам работы за календарный год за фактически отработанное время по табелю учета рабочего времени, единовременного премирования к юбилейным и праздничным датам, предельного размера премиальных выплат по итогам работы за квартал, а также в части размера стимулирующих выплат (кроме КЭД) работникам учреждения по результатам оценки эффективности деятельности работников соответствующей комиссией и утверждения исчерпывающего перечня показателей при установлении стимулирующих выплат за интенсивность («Октябрьский КЦСОН», «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Психоневрологический интернат»).

6. В нарушение положений постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2010 № 4676 «Об утверждении официального толкования отдельных норм закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» (далее – Официальное толкование закона № 76-оз) при проверке учета расчетов с подотчетными лицами:

- допускались случаи несвоевременного возврата средств, выплаченных в качестве предварительной компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, необоснованного завышения размера предварительной компенсации («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»);

- компенсация стоимости проезда подотчетных лиц к месту отдыха и обратно производилась без документального подтверждения соответствующих расходов,   допускалась неправомерная компенсация расходов (питание на ж/д транспорте), не предусмотренных нормативными документами, принимались к учету платежные документы, не являющиеся бланками строгой отчетности («Радужнинский КЦСОН»);

- при проезде на личном транспорте применялись завышенные нормы расхода горюче-смазочных материалов («Мегионский КЦСОН»);

- допускалась случаи компенсации стоимости проезда лицам, не относящимся к неработающим членам семьи подотчетного лица, а также возмещения процентной части стоимости воздушной перевозки при нахождении работника за пределами Российской Федерации, не соответствующего установленным нормам («Октябрьский КЦСОН»);

- компенсация стоимости провоза сверхнормативного багажа при переезде к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора производилась сверх установленных нормативов («Психоневрологический       интернат»);

- допускались случаи предварительной компенсации без предоставления подотчетным лицом копий проездных документов или справок о стоимости проезда («Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»).

7. В нарушение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.05.2008 № 108-п «О предельных нормах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» выявлены случаи возмещения расходов, не подтвержденных документально, не соблюдения нумерации, а также отсутствия нумерации документов, приложенных к авансовым отчетам («Радужнинском КЦСОН»), несвоевременного возврата неиспользованных остатков аванса на оплату командировочных расходов, а также выплаты средств под отчет на командировочные расходы без заявления и соответствующего согласования («Ханты-Мансийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»).

8. В нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере бухгалтерского учета (приказов Минфина России от 01.12.2010 № 157н, 30.03.2015 № 52н):

- не определен актом учреждения в рамках формирования учетной политики выбор способа заполнения табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф.0504421);

- не сформированы на бумажных носителях карточки-справки (ф.0504417), расчетные листки работников; в карточках-справках не заполняются справочные сведения о начислении заработной платы работников, к карточкам-справкам не подобраны расчетные листки (сброшюрованы в отдельные папки);

- не применялась унифицированная расчетная ведомость (ф.0504402);

- не устанавливалась периодичность формирования регистров бухгалтерского учета, и др.

9. В нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (часть 1 статьи 8) учреждениями в состав налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов в 2015-2016 годы не включались суммы компенсации стоимости льготного проезда от аэропорта вылета за границу до границы Российской Федерации, что влечет за собой начисление Государственными учреждениями – Управлениями Пенсионного Фонда РФ недоимки, штрафов и пени.

10. При организации и проведении внутреннего финансового контроля не соблюдались требования локальных актов учреждений (не утверждались ежегодные планы внутреннего финансового контроля, не оформлялись справки и акты внутреннего финансового контроля в проверяемом периоде).

11. Квартальные отчеты об использовании субсидии в целях признания в бухгалтерском учете содержали искажения и неточности, в результате чего признанный объем субсидии не соответствовал фактическому содержанию первичных учетных документов.

3. Результаты рассмотрения указаний, направленных

Депсоцразвития Югры по результатам проведенных проверок

По результатам рассмотрения указаний Депсоцразвития Югры из 2 528,1 тыс. руб. подведомственными учреждениями в досудебном порядке немедленно восстановлено в бюджет автономного округа – 713,02 тыс. руб., или 28,2 % от общего объема выявленных нарушений (см. Таблица 2), к материальной ответственности привлечено 11 должностных лиц, к дисциплинарной ответственности – 10 должностных лиц.

Таблица 2

Наименование учреждения

Общий объем выявленных нарушений, тыс.руб.

Восстановлено по результатам рассмотрения указания

Подлежит восстановлению, тыс. руб.

тыс.руб.

%

Октябрьский районный комплексный центр социального обслуживания населения

73,2

47,0

64,2

26,2

Радужнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

2,4

2,4

100

0

Радужнинский комплексный центр социального обслуживания населения

34,9

34,9

100

0

Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения

1,6

1,6

100

0

Центр социальных выплат», филиал в г. Нижневартовске

20,0

20,0

100

0

Психоневрологический интернат

1 670,6

602,9

36,1

1 067,7

Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов

74,1

4,3

5,7

69,8

4.       Сравнительный (графический) анализ результатов

контрольных мероприятий, проведенных в учреждениях, подведомственных Депсоцразвития Югры за 2018 – 2019 гг.

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Сравнительный анализ неправомерно произведенных расходов

Представленный на диаграммах 2-4 графический анализ структуры неправомерных расходов за второе полугодие 2018 года и первое полугодие 2019 года (диаграммы 2-3), а также сравнение абсолютных значений неправомерных расходов (диаграмма 4) за указанные периоды показывает, что не смотря на незначительный относительный рост нарушений при оплате труда в структуре неправомерных расходов (с 93,06% до 95,52%), в абсолютном выражении объем неправомерных расходов вырос значительно (50%, с 1604,9 тыс.руб. до 2414,9 тыс.руб.). При этом абсолютные значения неправомерных расходов при расчетах с подотчетными лицами и нецелевых (неэффективных) расходов изменялись разнонаправленно. Так, объем неправомерных расходов при расчетах с подотчетными лицами в первом полугодии 2019 года снизился на 17% (с 59,3 тыс. руб. до 49,2 тыс.руб.), нецелевое (неэффективное) расходование бюджетных средств в свою очередь выросло на 20% (с 53,2 тыс.руб. до 64 тыс.руб.).

Среди факторов роста неправомерных расходов при оплате труда следует выделить следующие:

увеличение объема стимулирующих выплат, произведенных не за фактически отработанное время (включение в расчет дней нахождения работников в очередных отпусках);

увеличение продолжительности периодов, в течение которых ряду работников оплата труда осуществлялась по необоснованно завышенным окладам (без подтверждения стажа и квалификации, документов о соответствующем образовании);

увеличение количества работников учреждений, доплата до минимального размера оплаты труда которым (проверяемый период – 2017 год) осуществлялась в фиксированном размере без учета стимулирующих выплат и индивидуальных особенностей трудовых договоров.

                                                                      

Основными причинами значительного роста абсолютных значений неправомерных расходов при оплате труда выступили:

§ снижение периодичности (отсутствие) и эффективности технических учеб, проводимых в экономических и бухгалтерских службах учреждений;

§ текучесть кадров в экономических и бухгалтерских службах учреждений;

§ формальный подход при проведении внутреннего контроля в учреждениях, в т.ч. внутреннего контроля при расчетах по оплате труда.

Заключение

В I полугодии 2019 года отделом контроля помимо контрольно-ревизионной деятельности осуществлялась экспертно-разъяснительная и отчетно-информационная работа, предусматривающая подготовку и направление ответов на обращения граждан и подведомственных учреждений, подготовку проектов нормативных правовых актов, а также участие в комиссиях и совещаниях в соответствии с нормативными документами Депсоцразвития Югры и положением об отделе.

В первом полугодии 2019 года работники отдела контроля приняли участие в разъяснительной кампании по вопросам действующей (а также планируемой к введению) системы оплаты труда в подведомственных Депсоцразвития Югры учреждениях.

Отчетно-информационная деятельность включала в себя сбор и обобщение информации, а также направление соответствующих отчетов в адрес заинтересованных ведомств (в т.ч. о работе «горячих» линий, о задолженности за услуги ЖКХ, о результатах контрольных мероприятий).

Осуществлены контрольные проверки функционирования «горячих» линий по вопросам оплаты труда в территориальных подразделениях Депсоцразвития Югры, предусматривающие проверку актуальности указанных телефонов, сведений о специалистах, осуществляющих консультирование, а также их компетентность в вопросах оплаты труда.

Во втором полугодии 2019 года отделом контроля в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2019 год планируется осуществить 11 контрольных мероприятий, результаты которых будут доведены дополнительно.   

Опубликовано: 26.08.2019        Обновлено: 26.08.2019 17:35