Семинар "Ребенок с РАС в образовательном пространстве школы"
20 ноября 2017 года в КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ» в рамках сетевого взаимодействия со школами-спутниками и Ресурсным центром СурГПУ прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме: «Ребенок с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве школы».
В семинаре приняли участие около 50 педагогов ХМАО – Югры (Лангепас, Нижневартовск, Покачи, Радужный, Мегион, Ханты-Мансийск, Сургут и Сургутский район). На семинаре присутствовали представители СМИ: корреспондент газеты «Сургутские ведомости», журналисты АО телерадиокомпании «Сургутинтерновости».
Директор школы Ивина Светлана Николаевна и руководитель опорного образовательного центра Цветкова Елена Витальевна познакомили с Программой комплексного сопровождения детей с РАС и семей их воспитывающих, реализуемой в образовательной организации.
Быть проводником между ребенком с РАС и
обществом – это интересная профессия. Интенсивный писк эффективных методов и
методик обучения безусловно приносит успехи. Педагоги КОУ «Сургутская школа для
обучающихся с ОВЗ» Каленова Наталья Ивановна и Чернышова Ольга Владимировна представили свой опыт работы с
обучающимися с РАС. При обучении детей с РАС применяются принципы АВА
(прикладной анализ поведения) и альтернативные средства коммуникации – карточки
PECS, глобальное чтение, жетонный
метод и др. По мнению педагогов самым эффективным методом обучения является
сочетание традиционных форм работы и элементов прикладного характера на уроке в
рамках выполнения требований ФГОС.
В обучении детей с расстройствами аутистического спектра важна продуманная и слаженная работа учителя и тьютора (педагога, работающего с конкретным ребенком индивидуально, по программе, составленной именно для этого ребенка). Тьютор – инструмент вхождения особого ученика в социум. Педагог Шумских Елена Валерьевна считает, что результатом работы тьютора должен стать постепенный переход ребенка с РАС от постоянного сопровождения до минимальной помощи тьютора, а в некоторых случаях до максимальной самостоятельности ребенка.
Заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе Надежда Захарьевна Стоянова осветила вопрос работы школы с семьями, воспитывающими детей с РАС.
Учителя
начальных классов КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» поделились
опытом организации процесса обучения детей с РАС в ресурсном классе
общеобразовательной школы и обучающихся на дому по медицинским показаниям.
В рамках реализации программы школы
«Комплексное сопровождение обучающихся с РАС и их семей» для обеспечения
включенности детей с РАС в социокультурные отношения, педагогами КОУ «Сургутская школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» был разработан проект «Театр для всех»,
ориентированный на образовательную и социальную интеграцию. Участвуя в
спектакле, дети получают богатейший социальный опыт.
И.В. Васина и Е.В. Ярошко подготовили музыкальный
спектакль «Просто так» с интеграцией в группу обучающихся детей с РАС.
Под руководством Натальи Петровны
Рассказовой и Ольги Федоровны Богатой проведен круглый стол «Сетевое
взаимодействие Регионального Ресурсного центра СурГПУ и опорных образовательных
центров ХМАО-Югры». Участники круглого стола отметили практическую значимость
семинара-практикума. Педагоги округа внесли предложения о дальнейшем
сотрудничестве в режиме стажировки на базе школы. На заседании
принято положение об Ассоциации опорных образовательных центров ХМАО-Югры,
утверждены мероприятия для включения в план работы на учебный год.