Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Опыт Красноярского края по оказанию помощи детям с РАС

Информация о поездке делегации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Красноярский край для изучения опыта работы комплексной помощи детям с РАС

2-3 октября 2017 года делегацией автономного округа изучен опыт работы исполнительных органов государственной власти Красноярского края в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, посещены объекты организаций дошкольного и школьного образования, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей.
В Красноярском крае выстроена система межведомственного взаимодействия, позволяющая избежать дублирование функций. Каждое ведомство оказывает услуги в рамках установленного федерального законодательства:
здравоохранение – раннее выявление, ранняя помощь, медицинское сопровождение (уменьшился средний возраст детей с диагнозом РАС до 2,5 лет, увеличилось количество детей с РАС в 1,5 раза);
образование – разработка программы ранней коррекции ребенка, предоставление дошкольного и школьного инклюзивного образования, методическое сопровождение органов системы межведомственного взаимодействия, деятельность ресурсного центра, обучение родителей и профессионального сообщества;
социальное облуживание – содействие в организации ранней помощи, социальное сопровождение родителей, социально-трудовая реабилитация ребенка (услуги получат 2 раза в год, максимально курс рассчитан на 1,5 месяца).
Развитие системы оказания помощи детям с РАС осуществляется с участием региональной общественной организации «Свет надежды». Ими инициирован проект «ресурсный класс», в котором дети с РАС проходят подготовку для обучения в школе. Субсидии, предусмотренные государственной поддержкой, направляются на экспертную оценку работы ресурсных классов, в том числе деятельности преподавателей, тьюторов.
По статистике в г. Красноярске лишь 6 детей с РАС обучаются на дому, остальные в образовательных организациях.
На базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева создан Международный институт аутизма, осуществляющей научно-методическое сопровождение образовательной деятельности.
Для оказания комплексной помощи детям с РАС в Красноярском крае создан ресурсный центр на базе образовательной организации – Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, рассчитанный на 80 койко-мест (дневное отделение на 35 койко-мест, стационарное отделение на 45 койко-мест).
Цель ресурсного центра – предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в том числе детям с РАС), а также помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, осуществление образовательной деятельности.
Деятельность ресурсного центра:
ранняя помощь;
комплексная помощь детям с РАС (медицинская, образовательная, социальная);
психолого-медико-педагогическая комиссия, включающая врачей-неврологов, психиатров, физиотерапевтов, дефектологов, психологов;
ведение единого банка данных детей с особенностями развития;
обучение родителей по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с РАС, организации развивающей среды для ребенка;
анкетирование родителей по вопросам потребностей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах;
подготовка добровольцев для работы с семьями, воспитывающими детей с РАС;
курсы повышения квалификации для специалистов разной ведомственности.
Учреждения образования, социального обслуживания оснащены специализированным оборудованием для создания спокойной  среды ребенка с РАС (утяжеленные одеяла, жилеты, качающееся кресло и др.).
В учреждениях социального обслуживания проводится социально-трудовая реабилитация, обучают коммуникативным навыкам и социализации. В каждом муниципальном образовании на базе учреждений действуют тренировочные квартиры. Получатель в течение 21 дня обучается сопровождаемому проживанию без законных представителей. Учится самостоятельной жизни в быту с помощью специальных карточек, в которых пошагово с фотографией разъясняется каждое действие.
Кроме того, имеются художественные мастерские, сублимационное оборудование. Результатом работы данной деятельности являются рисунки детей, использующиеся для создания мультфильма, в том числе для Всемирной зимней универсиады, а также выставок для жителей города, создания кружек и значков.
Работа в художественных мастерских благоприятно влияет на детей с РАС, дети спокойны, проявляется их талант, положительным примером является мальчик, который в первые годы занятий рисовал лишь, что видел периферийным зрением. Спустя 3 года стиль рисования изменился на объекты, видящиеся в анфас.
Лучшие практики будут внедрены в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Опубликовано: 26.10.2017        Обновлено: 15.11.2017 17:11