Размер:
Цвет:

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

Утверждена

Общественным Советом при

Департаменте социального

развития Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от «____»__________2019 г.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ

АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

Введение

Концепция развития системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Концепция) разработана в связи с необходимостью создания системы организаций и учреждений, обеспечивающих реабилитационные и абилитационные процессы, раннюю помощь и сопровождение, социальную адаптацию инвалида, ребёнка-инвалида и интеграцию его в жизнь общества, функционирование которой осуществляется на основе эффективного межведомственного взаимодействия, преемственности в работе с инвалидом (ребёнком-инвалидом) с учётом особенностей нарушения его здоровья, а также сопровождение инвалида, в том числе ребёнка-инвалида, и его семьи.

Цель разработки Концепции определение путей и способов развития региональной системы социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов, для обеспечения устойчивого повышения доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов, повышения квалификации специалистов, занятых в системе социальной реабилитации и интеграции инвалидов.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

приоритетные направления развития системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

методическое обеспечение создания и функционирования в автономном округе системы уровневой и этапной социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

организация межуровневого и межведомственного взаимодействия в процессе социальной реабилитации (абилитации) инвалидов

стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы.

Социальная реабилитация – сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений.

В связи с чем, услуги по социальной реабилитации инвалидов, являются неотъемлемой и важной частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.

Действующая система социальной реабилитации, предпосылки для формирования в автономном округе системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Система учреждений, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 1 января 2019 года включает в себя 52 учреждения, из них:

1) 28 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

геронтологический центр;

психоневрологический интернат;

3 дома-интерната для престарелых и инвалидов;

1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов ;

20 комплексных центров социального обслуживания населения;

социально-оздоровительный центр;

1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;

2) 24 учреждения социального обслуживания семьи и детей:

2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

4 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

центр социальной адаптации;

6 центров социальной помощи семье и детям;

10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

центр социального обслуживания населения.

В автономном округе уделяется большое внимание развитию технологий по реабилитации инвалидов, имеющих серьёзные ограничения жизнедеятельности. При этом цель – не создание самостоятельных учреждений, а отработка специализированных технологий, нацеленных на определённую целевую аудиторию, с помощью имеющейся базы и ресурсов.

Так, для восстановления социально-средового статуса, комплексной реабилитации инвалидов в период и после протезирования конечностей действует специализированное отделение Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский социально-оздоровительный центр».

В 2018 году реабилитацию прошли 57 человек, из которых ампутанты – 27 человек. Программа реабилитации завершена успешно у 85% реабилитантов. У них сформированы навыки ходьбы и частично восстановлены способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

В целях создания комплексной системы социальной реабилитации инвалидов по зрению (слепых и слабовидящих граждан (поздноослепших), по слуху (инвалидов по слуху, лиц с ограниченными слуховыми возможностями) с 2015 года действуют профильные стационарные отделения для граждан, проживающих в автономном округе, на 12 и 6 койкомест соответственно.

Работа по реабилитации организована в трёх бюджетных учреждениях автономного округа, расположенных в гг. Сургут и Нижневартовск. Курс реабилитации включает программы по обучению пользованию техническими средствами реабилитации, пространственному ориентированию, чтению и письму рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, пользованию персональным компьютером, привития навыков самообслуживания, проведения оздоровительных, профилактических и социально-реабилитационных мероприятий. В 2018 году прошли курс реабилитации 115 человек.

Для улучшения качества реабилитации детей раннего возраста в автономном округе функционируют 18 учреждений социального обслуживания (реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения, центр социального обслуживания населения). В своей работе специалисты учреждений применяют элементы методик раннего вмешательства для более 1 400 детей из 89 439 детей от 0 до 3 лет, проживающих в автономном округе. Учреждения оснащены специализированным диагностическим и реабилитационным оборудованием, укомплектованы квалифицированными работниками, имеющими соответствующее специальное образование и прошедшие курсы повышения квалификации по раннему вмешательству.

В целях повышения профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих практическую работу по ранней помощи, в 2017-2018 годах на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания населения» организованы курсы повышения квалификации по следующим темам:

«Эффективные технологии раннего вмешательства в системе оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»;

«Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»;

«Технологии оказания социальной помощи детям, имеющим особенности развития»;

«Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями»;

«Коррекция психоречевых нарушений у детей».

Обучение прошли 125 специалистов организаций социального обслуживания.

В автономном округе реализован выявительный принцип в отношении инвалидов для осуществления мероприятий по их реабилитации. Таким образом, не требуется первоначального обращения в органы, реализующие мероприятия по реабилитации.

В связи с этим доступность мероприятий организована для каждого инвалида, имеющего соответствующие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.

Взаимодействие с Бюро медико-социальной экспертизы после разработки ИПРА с рекомендациями социальной реабилитации осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Вместе с тем, комплексное решение проблем инвалидности и инвалидов в современных условиях может быть успешно реализовано через создание системы комплексной реабилитации.

Вопросы развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов обсуждалась на встречах при Президенте Российской Федерации, и отражены в идеологии Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (далее – Госпрограмма).

Минтрудом России в рамках Госпрограммы с учётом проводимого в Пермском крае и Свердловской области пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов разработан ряд методических документов, позволяющих субъектам Российской Федерации организовать такую работу.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято решение об участии в Госпрограмме, при этом, предшествующим этапом этой работы стало проведение оценки существующей в субъекте системы реабилитации и абилитации инвалидов. Такая оценка была проведена Депсоцразвития Югры в апреле 2019 года. Итоговый результат оценки составил 7,5 баллов, что в соответствии с методикой, свидетельствует о необходимости совершенствования региональной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Вместе с проведением оценки Депсоцразвития Югры совместно с исполнительными органами государственной власти разработана подпрограмма 2 к государственной программе «Доступная среда» «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», которая утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 340-п.

Содержание мероприятий подпрограммы 2 оценено Координационным Советом Минтруда России как соответствующее целевой направленности программы и принято решение о предоставлении автономному округу в 2019 году субсидии из федерального бюджета в размере 4,5 млн. рублей.

Приоритетные направления развития системы

социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

1. Создание правовых основ организации системы, ее функционирования и развития, в том числе:

1.1. разработка нормативных правовых актов, регламентирующих:

оценку потребности целевых групп в реабилитации и абилитации в зависимости от вида и степени нарушений жизнедеятельности в разрезе муниципальных образований;

перечень и стандарт оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов;

типовые базовые перечни социальных услуг в зависимости от вида и степени нарушений жизнедеятельности, потребности конкретного гражданина для формирования индивидуальных программ предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ);

стандарты оснащения учреждений разного уровня по всем направлениям социальной реабилитации (абилитации), перечень технических средств реабилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания, определяющую порядок комплектования учреждений, соответствующих каждому уровню;

нормативы штатной численности учреждений (отделений) социального обслуживания, включая работников, оказывающих реабилитационные и социальные услуги инвалидам в учреждениях каждого уровня;

критерии оценки результативности социальной реабилитации на каждом этапе социальной реабилитации;

1.2. разработка порядка взаимодействия учреждений разного уровня, оказывающих услуги по социальной реабилитации и абилитации инвалидов;

1.3. разработка порядка межведомственного взаимодействия учреждений социального обслуживания населения каждого уровня с учреждениями других ведомств, оказывающих реабилитационные (абилитационные) услуги инвалидам.

2. Методическое обеспечение создания и функционирования системы разноуровневой и многоэтапной системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе:

2.1. разработка комплексных технологий, методик в соответствии с типовыми базовыми перечнями социальных услуг для формирования в учреждениях разного уровня индивидуального плана реабилитационных (абилитационных) мероприятий гражданина на основе ИППСУ, в соответствии уровнем и этапом реабилитации и абилитации инвалида;

2.2. создание инструментария (анкетирование, опросы) для выявления планируемого и достигнутого результата курса реабилитации и абилитации:

с позиции инвалида (семьи инвалида);

с позиции специалистов учреждения.

2.3. разработка методических материалов для обучения инвалидов и членов их семей навыкам ухода, коммуникации, подбору и пользованию ТСР, реабилитационным навыкам;

2.4. разработка примерного порядка оказания услуги сопровождаемого проживания инвалидов в домашних условиях и в реабилитационных организациях разного уровня, оказывающих услуги по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, включая жилые модули в стационарных и полустационарных учреждениях.

3. Совершенствование механизмов диагностики реабилитационного потенциала личности, реабилитационного прогноза и потребностей инвалида в социальных и реабилитационных (абилитационных) услугах (деятельность Реабилитационных советов в учреждениях социального обслуживания).

4. Определение и совершенствование критериев для определения уровня и этапа реабилитации, соответствующего степени ограничений жизнедеятельности инвалида, его личностному реабилитационному потенциалу и реабилитационному прогнозу, а также потребностям инвалида в социальной реабилитации;

5. Обеспечение территориальной, физической и информационной доступности всего спектра необходимых инвалиду реабилитационных                           (в соответствии с ИПРА) и социальных (в соответствии с ИППСУ) услуг;

6. Обеспечение постоянного повышения уровня квалификации и при необходимости профессиональной переподготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги социальной реабилитации и абилитации инвалидам, с учетом современных технологий, в том числе в рамках междисциплинарной команды специалистов;

7. Организация управления качеством, результативностью и эффективностью услуг по социальной реабилитации(абилитации) инвалидов в учреждениях разного уровня, в том числе разработка критериев оценки данных показателей;

8. Организация мониторинга результативности процесса социальной реабилитации (абилитации) и уровня удовлетворенности инвалидов качеством оказанных реабилитационных (абилитационных) услуг в учреждениях разного уровня.

Формирование уровневой и этапной системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Целью формирования уровневой и этапной системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов является создание системы разноуровневой и многоэтапной социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) в зависимости от степени их ограничения жизнедеятельности, потребностей и реабилитационного потенциала;

доступность, результативность и эффективность оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации для всех категорий инвалидов (детей-инвалидов);

предоставление возможности инвалидам достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе;

реинтеграция инвалидов в общество.

Видами нарушения функций организма человека, которые определяются медико-социальной экспертизой, являются:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушение статодинамической функции (головы, туловища, конечностей, подвижных функций, статики, координации движений);

нарушения функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета и т.п.;

речевые нарушения (не обусловлены психическими расстройствами), нарушение голосообразования, формы языка - нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи;

нарушения, которые вызывают искажение (деформация лица, головы, туловища, конечностей, приводящих к внешнему искажения, аномальные дефекты пищеварительного, мочевых, дыхательного трактов, нарушение размеров туловища).

Основными видами нарушений, с которыми обращаются граждане в учреждения социального обслуживания, являются первые три из перечисленных:

нарушения психических функций;

нарушение сенсорных функций;

нарушение статодинамической функции (это колясочники, лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата)

К критериям жизнедеятельности человека относят способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общения, обучения, выполнение трудовой деятельности.

В зависимости от степени нарушений критериев жизнедеятельности человека, параметров оценки (интервал времени, через который возникает потребность в реабилитационной помощи), система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусматривает деление на три уровня реабилитационного процесса в учреждениях социального обслуживания населения.

1. Первый уровень реабилитации обеспечивают базовые социально-реабилитационные отделения (отделения социальной реабилитации и абилитации) комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных во всех муниципальных образованиях автономного округа.

Целевые группы для обслуживания в учреждениях первого уровня:

инвалиды, дети-инвалиды;

дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

граждане, перенесшие травмы, тяжелые заболевания, нуждающиеся в реабилитации, в том числе в ранней помощи, и в целях недопущения инвалидизации.

Цели организации первого уровня реабилитации:

мониторинг нуждаемости в социальных услугах;

изучение и диагностика функциональных нарушений с учетом реабилитационного потенциала для дифференцированного направления на реабилитацию второго и третьего уровней.

психологическая мотивация к реабилитации и создание условий для исполнения ИПРА инвалидов (детей-инвалидов) всех категорий, проживающих на территории данного муниципального образования;

обучение инвалидов и членов их семей навыкам ухода, коммуникации, подбору и пользованию ТСР, реабилитационным навыкам;

оказание комплекса социальных услуг в учреждении и на дому.

Учреждения первого уровня обеспечивают:

проведение поддерживающих реабилитационных мероприятий для социальной поддержки инвалидов (детей-инвалидов), в том числе по месту жительства, включая использование возможностей мобильных и мультидисциплинарных бригад, пунктов проката ТСР;

организация и обучение в группах взаимопомощи;

консультирование в режиме онлайн;

оказание срочной и консультационной помощи;

содействие в получении образования, организации досуга, мотивирование граждан на дальнейшее трудоустройство, содействие в трудозанятости и/или трудоустройства;

постреабилитационное сопровождение граждан, прошедших курс реабилитации в учреждениях разных уровней.

Используются возможности реабилитации с применением кабинетов оккупациональной терапии (переносных стендов), тренировочных модулей и тренировочных квартир, залов лечебной физкультуры, компьютерных классов (БОС-терапии), физиотерапевтических кабинетов, пунктов проката ТСР.

2. Второй уровень реабилитации обеспечивают реабилитационные центры, базовые социально-реабилитационные отделения комплексных центров социального обслуживания населения, социально-оздоровительный центр.

Целевые группы для обслуживания в учреждениях второго уровня:

инвалиды, дети-инвалиды, имеющие выраженные нарушения жизнедеятельности, нуждающиеся в системной, в том числе непрерывной, реабилитации, с учетом рекомендаций ИПРА.

Цель организации второго уровня реабилитации:

создание условий для обеспечения доступности, результативности и эффективности оказания комплекса социальных и реабилитационных (абилитационных) услуг для инвалидов (детей-инвалидов) всех категорий;

улучшение качества жизни инвалида, ребёнка-инвалида.

Второй уровень реабилитации будет осуществляться в следующих учреждениях:

Реабилитационные центры: Лангепасский реабилитационный центр, Нефтеюганский реабилитационный центр, Нижневартовский реабилитационный центр, Няганский реабилитационный центр, Пыть-Яхский реабилитационный центр, Радужнинский реабилитационный центр, Сургутский реабилитационный центр, Советский реабилитационный центр, Ханты-Мансийский реабилитационный центр,

Комплексные центры социального обслуживания: Белоярский КЦСОН, Березовский районный КЦСОН, Когалымский КЦСОН, Кондинский КЦСОН Мегионский КЦСОН, Урайский КЦСОН.

Учреждения второго уровня обеспечивают:

оказание ранней помощи, медицинского и психолого-социального сопровождения инвалидов (детей-инвалидов) и их семей;

мероприятия ранней социальной реабилитации (абилитации) инвалидов по направлениям, определенным ИПРА (социально-средовая, социально-психологическая, социокультурная реабилитация или абилитация, социально-бытовая адаптация);

использование различных технологий и методик, специализированного оборудования при организации реабилитационного процесса;

создание и поддержку деятельности групп родительской взаимопомощи;

мотивацию достижения успеха в сочетании с реалистичной оценкой возможностей инвалида, ребёнка-инвалида;

формирование навыков доступной бытовой и социально-коммуникативной деятельности.

Используются возможности социальной и медицинской реабилитации, организуется обучение и сопровождаемое (реабилитационное) проживание в тренировочных жилых модулях и тренировочных квартирах, взаимодействие со стационарными организациями социального обслуживания по формированию у проживающих в них инвалидов навыков эффективного поведения в быту и социальных ситуациях, развития коммуникативной компетентности с учетом имеющегося реабилитационного потенциала. Возможно – организация гостевых и приемных семей для инвалидов трудоспособного возраста.

Применяются методы лечебно-трудовой терапии.

3. Третий уровень реабилитации обеспечивают многопрофильные реабилитационные центры для инвалидов.

Целевые группы для обслуживания в учреждениях третьего уровня:

инвалиды трудоспособного возраста, имеющих ограничения жизнедеятельности I, II и частично III степени, кроме инвалидов, имеющих только ментальные нарушения, дети-инвалиды от 15 до 18 лет (преимущественно впервые получившие инвалидность).

Цель организации третьего уровня реабилитации:

обеспечение функционирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов на основе эффективного межведомственного взаимодействия.

Учреждения третьего уровня должны отвечать следующим условиям:

наличие физической и информационной доступности зданий для всех категорий маломобильных групп населения;

наличие материально-технических условий, позволяющих:

осуществлять реабилитационные (абилитационные) мероприятия для инвалидов всех категорий по всем направлениям социальной реабилитации (абилитации), соответствующим ИПРА инвалида;

оказывать для инвалидов всех категорий ограничений жизнедеятельности все виды социальных услуг, соответствующие ИППСУ инвалида;

наличие кадровых условий для организации процесса социальной реабилитации и абилитации инвалидов, для оказания социальных услуг, соответствующих ИПРА инвалида;

наличие необходимого, в соответствии с утвержденным перечнем, оборудования используемого для предоставления услуг инвалидам (детям-инвалидам) по социальной реабилитации или абилитации.

Создание многопрофильных центров с расширенной (оптимально – комплексной) структурно-функциональной моделью планируется на базе двух государственных организаций, оказывающих услуги по социально-профильной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в г. Нижневартовске и г. Сургуте. Проведение медицинской реабилитации будет осуществляться в специализированных медицинских организациях системы охраны здоровья автономного округа.

Учреждения третьего уровня обеспечивают:

системный подход к использованию многообразных форм и методов реабилитации;

обеспечение координации служб, осуществляющих реабилитацию инвалидов;

оказание комплекса социальных и реабилитационных (абилитационных) услуг;

создание условий для обеспечения доступности, результативности и эффективности реабилитационного процесса.

В целях этапности и преемственности оказания реабилитационных и абилитационных услуг при отсутствии в многопрофильном центре подразделения по медицинской реабилитации целесообразно ее проведение в специализированных медицинских организациях системы охраны здоровья граждан перед их поступлением в многопрофильный центр.

Дополнительно могут создаваться подразделения, оказывающие социально-медицинские услуги, организующие физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию адаптивным спортом, общему и профессиональному образованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, согласно рекомендациям ИПРА.

Учреждение третьего уровня преимущественно должно обеспечить комплексную социальную реабилитацию гражданам, впервые получившим статус инвалида, оказать им помощь в осознании и принятии себя в существующих функциональных ограничениях жизнедеятельности, с учетом их реабилитационного потенциала создать условия для формирования и развития их мотивации к восстановлению социального статуса, для реализации их потенциальных способностей к активности и участию.

Одной из важнейших задач учреждения реабилитации третьего уровня является разработка для каждого инвалида, ставшего его клиентом, индивидуального реабилитационного маршрута с учетом уровней и этапов социальной реабилитации, для возможного закрепления результатов в учреждениях второго и первого уровней.

Этапы социальной реабилитации.

При разработке концепции этапов социальной реабилитации инвалида в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в должны учитываться взаимосвязь основных категорий ограничений жизнедеятельности инвалидов с направлениями и видами социальных и реабилитационных услуг, определенными действующими стандартами по реабилитации инвалидов, взаимосвязь с основными направлениями и видами социальных и реабилитационных услуг, определенных в ИПРА и ИППСУ инвалида;

В основе деления процесса социальной реабилитации на четыре этапа лежат ее цели, основанные на развитии потенциальных способностей инвалида к снижению ограничений активности, т.е. трудностей в осуществлении активности, которые может испытывать индивид, к снижению ограничений возможности участия, т.е. проблем, которые может испытывать инвалид при вовлечении в жизненные ситуации (снижение трудностей в общении, мобильности, самообслуживании, в бытовой жизни, в межличностных взаимодействиях и отношениях, в главных сферах жизни – экономических взаимоотношениях, при получении образовании, занятости, в организованной жизни вне семьи, включении в жизнь отдельных сообществ и общества в целом, в гражданские сферы жизни).

Цели:

восстановить (сформировать) у инвалида основные навыки по выполнению общих задач и требований, общения, мобильности и самообслуживания;

восстановить (сформировать) у инвалида навыки занятий бытовой и повседневной жизнью, выполнения связанных с этим усложняющихся задач, обеспечить развитие навыков

мобильности;

восстановить (сформировать) у инвалида навыки по выполнению задач и действий, требуемых в процессе работы, занятости, экономических взаимоотношений и при получении образования;

обеспечить социальную поддержку инвалида в процессе выполнения задач, необходимых для организованной общественной жизнью вне семьи, включения в жизнь отдельных сообществ, всего общества и в гражданские сферы жизни.

Организация межуровневого и межведомственного взаимодействия в процессе социальной реабилитации (абилитации) инвалидов

Для определения потребности в реабилитационных и абилитационных услугах и услугах ранней помощи планируется организация межведомственного взаимодействия в процессе социальной реабилитации (абилитации) инвалидов на уровне каждого муниципального образования (участковая социальная служба).

В целях организации межуровневого взаимодействия для обеспечения работы с инвалидом и его семьей планируется заключение соглашений о взаимодействии учреждений разного уровня, оказывающих услуги по социальной реабилитации и абилитации инвалидов;

В целях организации межведомственного взаимодействия для обеспечения работы с инвалидом и его семьей планируется заключение соглашений о взаимодействии учреждений социального обслуживания населения каждого уровня с учреждениями других ведомств, оказывающих реабилитационные (абилитационные) услуги инвалидам.

Создание эффективной системы комплексной абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и ранней помощи возможно при наличии региональной межведомственной информационной системы, содержащей данные об инвалидах, реабилитационных мероприятиях, а также о ресурсах для их реализации независимо от ведомственной принадлежности.

Система должна обеспечивать возможность специалистам различных ведомств, реализующим реабилитационные мероприятия, координировать сроки и результаты выполнения мероприятий в целях соблюдения принципов комплексности и преемственности реабилитационного процесса.

Заказчиком работ по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации системы электронного межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций, участвующих в предоставлении реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам, позволяющей осуществить сбор, обработку, анализ информации о данных лицах, и содержащей, в том числе, сведения об оказываемых им реабилитационных услугах и абилитационных мероприятиях является Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сведения, подлежащие включению в систему электронного межведомственного взаимодействия, представляются исполнителями региональной программы и организациями, участвующими в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В целях организации межведомственного взаимодействия по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, при заместителе Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в ведении которого находится Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сформирована рабочая группа по управлению системой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и региональной системой комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в соответствии с планом реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда» на 2019 – 2025 годы, включающей в себя комплексы мероприятий, направленных на формирование и реализацию программ ранней помощи, сопровождаемого проживания.

Для реализации Концепции необходимо провести предварительные мероприятия по оценке существующей системы социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе:

диагностику потребностей учреждений в оснащении современным реабилитационным оборудованием;

анализ уровня доступности для инвалидов объектов учреждений социального обслуживания населения;

мониторинг существующего штатного расписания учреждений социального обслуживания населения и кадровое обеспечение;

уровень квалификации руководителей учреждений и их структурных подразделений по вопросам организации социальной реабилитации инвалидов;

уровень квалификации специалистов, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, для эффективного применения реабилитационных технологий;

определение имеющихся и необходимых материальных ресурсов для формирования уровневой и этапной системы реабилитации.

Реализацию Концепции предполагается осуществлять посредством нормативного правового обеспечения, включая совершенствование законодательства автономного округа.

При Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создана рабочая группа по разработке проектов документов по организации социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее – рабочая группа). Рабочей группой планируется разработка и утверждение:

методических рекомендаций для формирования в учреждениях разного уровня индивидуального плана реабилитационных (абилитационных) мероприятий гражданина по всем направлениям социальной реабилитации с учетом вида нарушения и степени ограничения инвалида в соответствии с ИППСУ (многофункциональная матрица);

методических продуктов для формирования сборника методических разработок комплексных центров социального обслуживания населения автономного округа для создания и функционирования системы социальной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, целью создания одинаковых возможностей получения реабилитационных (абилитационных) услуг на всей территории автономного округа;

примерных стандартов оснащения учреждений социального обслуживания населения автономного округа разного уровня, участвующих в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

перечня технических средств реабилитации для инвалидов и порядка их получения после успешного прохождения реабилитации, в том числе детей-инвалидов, для оснащения социальных пунктов проката в целях проведения возможных реабилитационных мероприятий на дому в соответствии с категориями инвалидовпримерную штатную численность работников, оказывающих реабилитационные и социальные услуги инвалидам в учреждениях каждого уровня;

порядка межведомственного взаимодействия при осуществлении социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, учреждений разного уровня, оказывающих услуги по социальной реабилитации и абилитации инвалидов;

критериев, необходимых для оказания услуги сопровождаемого проживания инвалидов, по формам социального обслуживания;

критериев оценки результативности социальной реабилитации на каждом этапе социальной реабилитации

Итоговыми контрольными мероприятиями результативности реализации Концепции будет являться оценка уровня удовлетворенности инвалидов качеством и результативностью услуг в рамках уровневой и этапной системы их социальной реабилитации и абилитации.

Планируется анализ и корректировка Концепции, разработанных нормативно-правовых актов, планов и программ на основе анализа результатов контроля и оценки.

Подготовка аналитических материалов по итогам реализации Концепции, предъявление результатов общественности.

Предполагается, что в результате полномасштабной реализации настоящей Концепции определятся основные векторы развития региональной системы социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечивающей на территории автономного округа доступность социальных и реабилитационных услуг для инвалидов с учетом их потребностей, категории инвалидности и реабилитационного потенциала, а также:

повысится уровень доступности социально-реабилитационных услуг (абилитационных) для инвалидов, имеющих различные степени ограничений жизнедеятельности;

увеличится доля инвалидов трудоспособного возраста, получивших услуги по социальной реабилитации и абилитации в соответствии с их потребностями и личностным реабилитационным потенциалом;

будут внедрены критерии и показатели оценивания результативности социальной реабилитации и абилитации инвалидов;

повысится уровень удовлетворенности инвалидов качеством и результативностью оказания социальных и реабилитационных (абилитационных) услуг.

Итогом реализации настоящей Концепции к началу 2025 года станет сформированная система социальной реабилитации и абилитации инвалидов автономного округа, оперативно реагирующая на изменения внешней среды и потребности инвалидов, имеющих различные степени ограничений жизнедеятельности.

Опубликовано: 20.08.2019        Обновлено: 20.08.2019 10:34