Размер:
Цвет:

Отчет о результатах оценки системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2017 год

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

социального развития

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

____________С.А.Давиденко

«___»_______2018 г.

Отчет

о результатах оценки системы реабилитации

и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов,

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

за 2017 год

Оценка системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – оценка) осуществлена в соответствии с методикой оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.06.2017 № 545 (далее – методика оценки).

Оценка осуществлялась Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании сведений для расчёта показателей оценки региональной системы и их критериев, представленных исполнительными органами государственной власти автономного округа, в том числе Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Порядок организации и проведения оценки, в том числе механизм взаимодействия участников оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – региональная система), за 2018 и последующие годы планируется утвердить постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В настоящее время проект документа проходит согласование с членами Правительства автономного округа.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проживает 1 655 074 человека, из них 53 768 установлена инвалидность (в том числе детей-инвалидов 6059 человек), что составляет 3,2 % от числа проживающих в автономном округе граждан.

По состоянию на 1 января 2018 года количество организаций в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и занятости, физкультуры и спорта, культуры, расположенных в автономном округе – 1303, из них предоставляют реабилитационные и (или) абилитационные услуги и мероприятия – 871. Таким образом, доля организаций, предоставляющих реабилитационные и (или) абилитационные мероприятия, включенных в региональную систему с учетом формирования комплексного подхода к её организации, в общем количестве организаций, предоставляющих реабилитационные и (или) абилитационные мероприятия, расположенных в автономном округе – 66,8 %, в балльном выражении составляет 0,6 баллов.

Количество органов исполнительной власти автономного округа в различных сферах деятельности (здравоохранение, образование, социальная защита населения, физическая культура и спорт, культура, труд и занятость, информация и связь) в Югре – 6, что в бальном выражении составляет – 1 балл, в том числе:

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Критерий «Наличие в субъекте Российской Федерации нормативно-правовой и методической базы региональной системы для формирования комплексного подхода к ее организации, соглашений о взаимодействии по вопросам проведения реабилитации и (или) абилитации инвалидов между исполнителями реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий» оценен в 1 балл.

Нормативная правовая и методическая база включает в себя:

межведомственный приказ «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

межведомственный приказ «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия базовых организаций при оказании комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

соглашение о взаимодействии между Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и федеральным казённым учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы;

соглашение о взаимодействии между Департаментом труда и занятости Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам формирования профессионального раздела ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), содействия повышению уровня занятости инвалидов;

соглашение о взаимодействии при осуществлении совместной организационной работы по исполнению рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, по трудоустройству инвалидов между Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

соглашение о взаимодействии между Департаментом физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и федеральным казённым учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам взаимодействия при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы;

соглашение о взаимодействии сторон между Департаментом физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и руководителями органов Управлений физической культуры и спорта муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» от 09.08.2017 № 827/113/ОД «О межведомственном взаимодействии Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре»;

приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре», Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 29.10.2014 № 1013/744-р/119-р/1068/14 «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия при организации обеспечения протезами лиц, признанных инвалидами на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» от 24.07.2017 № 771/101/ОД «Об утверждении состава рабочей группы по вопросам межведомственного взаимодействия Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ФКУ «ГБ МСЭ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» Минтруда России»;

приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» от 21.11.2017 № 1301/179 «Об утверждении плана мероприятий по межведомственному взаимодействию»;

приказ Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 июля 2017 года № 09-ОД-230/01-09 «Об организации работы по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Объемы финансирования, направленные на реабилитационные и абилитационные мероприятия для удовлетворения потребности инвалидов, в 2016 году составили 203 435,8 тыс. рублей, в 2017 году – 204 635,5 тыс. рублей.

С учетом роста объемов финансирования значение критерия «Изменение объема финансирования, направленного на реабилитационные и абилитационные мероприятия для удовлетворения потребности инвалидов в них, по сравнению с предыдущим периодом, аналогичным периоду проведения оценки региональной системы» в переводе на баллы составил 1 балл.

Финансирование мероприятий по оказанию реабилитации и абилитации осуществляется в соответствии с государственными заданиями.

В автономном округе установлена практика предоставления сертификатов на оплату реабилитационных услуг, порядок предоставления и оплаты которых утверждены постановлениями Правительства автономного округа:

от 16.03.2012 года № 97-п «О предоставлении сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами»;

от 22.03.2013 № 91-п «О предоставлении гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации»;

от 22.08.2014 № 305-п «О предоставлении сертификатов на оплату услуг по постоянному постороннему уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами»;

от 30.12.2016 № 568-п «О предоставлении сертификата на оплату социальных услуг»;

от 07.04.2017 № 123-п «О сертификатах на приобретение технических средств реабилитации и оплату услуг по их ремонту для предоставления отдельным категориям инвалидов».

Компенсация затрат негосударственных поставщиков социальных услуг на оказание социальных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 31.10.2014 № 395-п «О Порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг».

Таким образом, значение критерия «Наличие рекомендаций по вариантам оказания реабилитационных и абилитационных мероприятий, предоставляемых инвалидам в автономном округе, учитывающих их экономическую обоснованность (государственное задание, использование сертификатов, софинансирование оплаты и иные)» оценивается в 1 балл.

Оценка по показателю «Удовлетворенность инвалидов (их законных или уполномоченных представителей) реабилитационными или абилитационными мероприятиями (услугами)» осуществлена по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре где отмечается высокий уровень удовлетворенности граждан от оказываемых услуг, в том числе и в организациях осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов.

По результатам проведённого Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры опроса инвалидов-получателей государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в 2017 году отмечается 100% удовлетворённость инвалидами качеством предоставления указанных услуг. Указанная величина является индивидуальным значением, а среднепроцентное значение по отраслям, услугам и организациям, предоставляющим социальные услуги, в том числе реабилитационные и абилитационные, находится в разрезе критерия оцениваемого в 0,9 балла.

Показатель «Укомплектованность организаций, предоставляющих реабилитационные и (или) абилитационные мероприятия, специалистами соответствующего профиля исходя из потребности инвалидов в реабилитационных и (или) абилитационных мероприятиях» составил 1 балл с учетом критериев:

доля специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов – 85,7 %, что в переводе на баллы составило значение 0,8.

доля специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс, прошедших повышение квалификации по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов за последние 5 лет, в общей численности таких специалистов» – 10,9 %, что в переводе на баллы составило значение 0,2.

Учитывая, что в автономном округе отсутствует единая системы электронного межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций, участвующих в предоставлении реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам, показатель оценки региональной системы «Сформированность информационной базы региональной системы, учитывающей информацию о потребностях инвалидов в реабилитационных и (или) абилитационных мероприятиях», оцениваемый по формуле ИБ = МИС + ИН + РОинф + УС, рассчитан следующим образом:

МИС «Наличие межведомственной информационной системы» – 0 баллов;

ИБ «Доля инвалидов, информация о которых внесена в межведомственную информационную систему» – 0 баллов;

РОинф «Доля организаций, предоставляющих реабилитационные и (или) абилитационные мероприятия в субъекте Российской Федерации, подключенных к межведомственной информационной системе» – 0 баллов;

УС «Количество предоставляемых в субъекте Российской Федерации реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам» – 1 балл (15 и более предоставляемых в субъекте Российской Федерации реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам).

В автономном округе реализуются следующие реабилитационные и абилитационные мероприятия:

1. Медицинская реабилитация;

2. Реконструктивная хирургия;

3. Протезирование и ортезирование;

4. Санаторно-курортное лечение;

5. Мероприятия по общему и профессиональному образованию, обучению инвалидов;

6. Профессиональная реабилитация;

7. Содействие трудоустройству;

8. Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации;

9. Социально-средовая реабилитация или абилитация;

10. Социально-психологическая реабилитация или абилитация;

11. Социокультурная реабилитация или абилитация;

12. Социально-бытовая адаптация;

13. Физкультурно-оздоровительные мероприятия;

14. Мероприятия по занятию спортом;

15. Мероприятия по организации досуга и творчества для инвалидов.

16. Обеспечение техническими средствами реабилитации.

Суммарный показатель «Сформированность информационной базы региональной системы, учитывающей информацию о потребностях инвалидов в реабилитационных и (или) абилитационных мероприятиях» составил 1 балл.

Таким образом, итоговый результат оценки составил 7,5 баллов, что в соответствии с методикой, свидетельствует о необходимости совершенствования региональной системы.

В автономном округе системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, находится в стадии становления. Имеются формы и порядки межведомственных взаимодействий исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций, участвующих в предоставлении реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам, предоставление реабилитационных и абилитационных услуг осуществляется в различных формах, разработаны и внедряются рекомендации по вариантам оказания реабилитационных и абилитационных мероприятий, предоставляемых инвалидам в автономном округе.

Однако для совершенствованию региональной системы, формирования мероприятий, охватывающих основные направления реабилитации и абилитации инвалидов, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, требуется разработка и реализация региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2019 – 2020 годы.

Выполнение мероприятий программы позволит создать систему организаций, государственных служб, обеспечивающих реабилитационный и абилитационный процесс, предоставляющих раннюю помощь и сопровождение, социальную адаптацию инвалида, а также сопровождение инвалида и его семьи, основываясь на эффективном межведомственном взаимодействии и преемственности в работе с инвалидом. А также достичь следующих результатов: увеличить численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлеченных в межведомственную систему комплексной реабилитации и абилитации, увеличить долю организаций, включённых в реестр реабилитационных организаций (в том числе многопрофильных реабилитационных центров), осуществляющих мероприятия по реабилитации или абилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), увеличить численность инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости увеличить, численность детей-инвалидов интегрированных в систему адаптивной физической культуры и спорта.

Опубликовано: 03.07.2019        Обновлено: 18.06.2020 12:13