Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики за 2018 год

Обзор

правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социальной защиты населения, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,

за 2018 год

Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в отношении юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги на территории Югры и состоящих в Реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью регионального государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения обеспечения поставщиками социальных услуг, а также доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры осуществляющими деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и состоящими в реестре поставщиков социальных услуг (далее – поставщики социальных услуг), требований, установленных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания и доступной среды, в том числе стандартом социальной услуги и доступной среды.

По состоянию на 31 декабря 2018 года в реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состояло 229 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (из них 52 государственных поставщика социальных услуг, 177 социально ориентированных некоммерческих организаций).

Планом проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг на 2018 год предусмотрено проведение проверочных мероприятий в отношении 8 поставщиков социальных услуг.

На 31 декабря 2018 года план выполнен в полном объеме.

В результате проведенных контрольных мероприятий в учреждениях, подведомственных Департаменту, выявлено 39 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и автономного округа, по которым в адрес поставщиков социальных услуг направлено 8 предписаний с требованием об устранении нарушений.

Количество выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом  (20 нарушений) увеличилось в 1,9 раза. Рост количества выявленных нарушений обусловлен изменением законодательства Российской Федерации и добавлением функции контроля-надзора в области доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Часто встречающимися в 2018 году явились нарушения в части оформления документации, при организации социального обслуживания (66,7%) и в области доступности маломобильных групп населения к объектам поставщиков социальных услуг (33,3%).

За 12 месяцев 2018 года в адрес Департамента представлений органов прокуратуры, обращений граждан по вопросам надзорной деятельности не поступало, заявления в суды о нарушении прав и законных интересов субъектов надзора в сфере социального обслуживания не подавались.

Анализ допущенных нарушений обязательных требований показал, что наиболее часто встречающимися в 2018 году явились следующие нарушения:

заявления не соответствуют утвержденной форме (приказ Минтруда России от 28 марта 2014 года № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг», п. 16 приложения к постановлению Правительства автономного округа от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в автономном округе»);

кроме этого отмечены случаи, когда поставщиками социальных услуг в одностороннем порядке определены социальные услуги и включены в договор о предоставлении социальных услуг. Следует отметить, что для поставщика социальных услуг индивидуальная программа носит обязательный характер, и ее несоблюдение поставщиком социальных услуг приравнивается к неисполнению договора о предоставлении социальных услуг (пп.2 п.1 ст.12, ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года  № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п. 13, 22 приложения к постановлению Правительства автономного округа от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в автономном округе»);

договоры о предоставлении социальных услуг, приказы о зачислении на социальное обслуживание заключаются с нарушением сроков (более 1 суток) (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 17, 22 приложения к постановлению Правительства автономного округа – Югры от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»);

поставщиком социальных услуг не полностью обеспечены условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (не соответствует предъявляемым требованиям: поручни, пандусы, доступные входные группы, лестничные марши, санитарно-гигиенические помещения, а также отсутствуют подъемные платформы (отсутствуют переносные пандусы, мобильные подъемники);

поставщиком услуг не обеспечено дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации (коридоры (холлы) учреждения: не оборудованы речевыми информаторами и маяками; отсутствуют экраны, текстовые табло для дублирования звуковой информации; отсутствуют аудивизуальные информационно-справочные системы, тактильные схемы).

Данные факты указывают на нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 13 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

неправильный расчет размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг. Расчет производится без соблюдения Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, а именно: не учитываются расчетный период, совместно проживающие члены семьи, доходы, полученные в денежной форме (постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»);

взимание ежемесячной платы осуществляется без учета фактически оказанных услуг. Например, гражданину оказано 4 услуги, а оплата взимается за 1 услугу, т. е. подсчёт услуг производится неточно.

В 2018 году в соответствии со ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях профилактики и соблюдения обязательных требований по информационной открытости поставщика социальных услуг Депсоцразвития Югры организованы мероприятия в отношении 17 поставщиков социальных услуг по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, из них 8 негосударственные поставщики социальных услуг.

По результатам контрольных мероприятий 11 поставщикам социальных услуг (из них 7 негосударственные поставщики социальных услуг), в соответствии с требованием статьи 8.2 Федерального закона от   26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направлены предостережения об устранении выявленных нарушений требований статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886н «О порядке размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)» и Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 1239.

Наиболее часто встречающимися нарушениями в 2018 году в части информационной открытости явились – отсутствие информации на сайтах поставщиков социального обслуживания:

об объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств бюджетных ассигнований и за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц;  

электронный образец документа (лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации);

правила внутреннего трудового распорядка;

о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образца плана финансово-хозяйственной деятельности);

отсутствует требуемая информация в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме учредительных документов (негосударственные поставщики социальных услуг).

Следует отметить, что к государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования.

В целях создания функциональной информационной среды по контрольно-надзорной деятельности, а также для повышения информированности поставщиков социальных услуг на официальном сайте Депсоцразвития Югры (http://www.depsr.admhmao.ru) функционирует раздел «Региональный государственный контроль (надзор)» (https://depsr.admhmao.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/). В данном разделе размещены:

нормативные правовые акты Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и их отдельных частей, содержащих обязательные требования;

ежегодные доклады, отчеты по проверкам, касающиеся контрольно-надзорной деятельности;

доклады публичных обсуждения правоприменительной практики;

программа профилактики нарушений обязательных требований и план график профилактических мероприятий на 2018-2020 годы;

публичная декларация целей и задач при осуществлении регионального государственного надзора;

руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания;

информационные материалы публичных обсуждений правоприменительной практики Департамента по тематике выступлений.

С целью повышения уровня и качества социального обслуживания населения на территории автономного округа, а также создания безопасных и комфортных условий нахождения получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания (включая НКО) на базе подведомственного Департаменту бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» ежегодно проводилось обучение специалистов из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.

Так, в 2018 году проведены более 22 обучающих мероприятий (вебинары, семинары, курсы повышения квалификации), в которых приняли участие представители негосударственных поставщиков социальных услуг из 73-х организаций.

Также, в 2018 году проведены публичные обсуждения правоприменительной практики, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений (апрель, октябрь, декабрь 2018 года).

На публичных обсуждениях присутствовали представители поставщиков социальных услуг, органов исполнительной власти, общественности           (417 человек). Участникам публичных обсуждений была предоставлена возможность выступить с вопросами, замечаниями и комментариями к озвученным докладам, а также задать вопросы на интересующие темы.

Таким образом, проведенные Департаментом мероприятия в рамках регионального государственного контроля (надзора) в 2018 году считаем эффективными в связи с тем, что План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год выполнен в полном объеме, а результаты проведенных проверок обеспечили соблюдение гарантированных прав получателей социальных услуг.

В настоящее время для оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов применяются показатели эффективности государственного контроля, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № 215.

Часть установленных показателей оценки эффективности государственного контроля предусматривает оценку эффективности деятельности контрольно-надзорных органов с учетом принятых ими мер административного воздействия к объектам контроля (применение административных наказаний, выявление правонарушений и возбуждение дел об административных правонарушениях по выявленным правонарушениям; соотношение суммы взысканных и наложенных административных штрафов).

Вместе с тем, достижение Департаментом эффективных значений по обозначенным показателям, практически невозможно, в связи с тем, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность применения административных наказаний за несоблюдение законодательства о социальном обслуживании.

В рамках регионального государственного контроля Департамент правомочен применить к поставщикам социальных услуг административные наказания исключительно в виде административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.13 КоАП РФ (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур); 19.4.1. КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля); ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа государственного контроля) и статьи 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации).

На основании изложенного, полагаем целесообразным проводить оценку эффективности деятельности контрольно-надзорных органов с учетом установленной законодательством ответственности за несоблюдение обязательных требований объектами контроля и в пределах предоставленных органу государственного контроля полномочий по применению административных наказаний.



Отдел контроля в сфере социального обслуживания, доступной среды и внутреннего финансового аудита Административного управления Депсоцразвития Югры

 

Опубликовано: 01.02.2019        Обновлено: 01.02.2019 09:24