Размер:
Цвет:

Программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на период 2018-2020 годы

ПРОГРАММА

профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на период 2018-2020 годы

ПАСПОРТ

Наименование программы

Программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на период 2018-2020 годы (далее – программа профилактики)

Правовые основания разработки программы

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018  № 2

Разработчик программы

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент)

Цели программы

формирование единого понимания обязательных требований и создание системы профилактики правонарушений в сфере контрольно-надзорной деятельности Департамента, направленной на выявление и предупреждение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;

создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе посредством современных информационно-телекоммуникационных технологий

Задачи программы

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, определение способов устранения и снижения рисков их возникновения;

создание условий для развития мотивации подконтрольных субъектов к соблюдению требований законодательства в сфере социального обслуживания;

разработка интерактивного сервиса для проведения подконтрольными субъектами по соблюдению обязательных требований

Сроки и этапы реализации программы

2018-2020 годы

Источники финансирования

Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;

увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;

уменьшение административной нагрузки на подконтрольные объекты надзора;

запуск интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе для самостоятельного определения и добровольного подтверждения подконтрольными субъектами соблюдения обязательных требований;

внедрение инновационных форм взаимодействия с подконтрольными субъектами;

совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и разнообразия подходов к осуществлению профилактической деятельности

Структура программы

В рамках одного вида контроля (надзора) не выделены самостоятельные блоки

Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы

Вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» заложил правовые механизмы участия негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг и создал условия, позволяющие им осуществлять деятельность на рынке социального облуживания населения.

В Югре особое внимание уделяется развитию социального предпринимательства, как механизма, который позволит учитывать запросы различных слоев населения, и прежде всего, незащищенных групп населения, в социальных услугах.

Департаментом сформирован и постоянно актуализируется перечень социальных услуг и функций, передаваемых на исполнение негосударственным организациям. Так, в 2017 году передана 21 социальная услуга и функция (в 2016 году – 7).

Проведена масштабная работа по созданию условий развития рынка социального обслуживания, привлечения в него негосударственных поставщиков.

На сегодняшний день социальные услуги предоставляются организациями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, участвующими в выполнении государственного задания (заказа), негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание.

Так, по состоянию на 1 января 2016 года реестр поставщиков социальных услуг автономного округа включал 76 поставщиков социальных услуг, из них 23 поставщика представители негосударственного сектора, или 30% от общего количества поставщиков социальных услуг.

В 2017 году в реестре состояло 134 поставщика социальных услуг, в том числе 81 негосударственный (60% от общего количества поставщиков социальных услуг).

На 1 июля 2018 года в реестре поставщиков социальных услуг автономного округа состоят 246 юридических лица и индивидуальных предпринимателей, из них 192 – это негосударственные поставщики (78% от общего количества поставщиков социальных услуг).

За два года шесть месяцев количество поставщиков социальных услуг увеличилось в 3,23 раза с 76 до 246 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в этом же периоде число негосударственных поставщиков социальных услуг увеличилось в 8,34 раза.

Рост числа негосударственных поставщиков социальных услуг планируется и в дальнейшем.

Вместе с тем, начинающие свою деятельность поставщики социальных услуг зачастую не в полной мере владеют достаточными правовыми знаниями в сфере оказания социальных услуг.

Самым распространенным нарушением, допускаемым поставщиками социальных услуг, является не соблюдение порядка и стандартов предоставления социальных услуг, что приводит к возникновению рисков нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, получающие социальные услуги.

С 1 января 2015 года Департамент является органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания. С 2018 года полномочия по региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания дополнены направлением по контролю за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в автономном округе.

В период с 2016 года и за 6 месяцев 2018 года выявлены 57 нарушений требований, установленных законодательством в сфере социального обслуживания, выданы 13 предписаний.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Департаментом с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений поставщиками социальных услуг требований, установленных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания граждан.

Подконтрольными субъектами являются: организации социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, негосударственные (коммерческими и некоммерческими), в том числе социально ориентированные некоммерческими организации, предоставляющие социальные услуги, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг), состоящие в реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целях решения задач по выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, деятельность по профилактике нарушений обязательных требований выступает на первый план и должна проводиться на постоянной основе.

Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы

Основными целями профилактической работы являются:

формирование единого понимания обязательных требований и создание системы профилактики правонарушений в сфере контрольно-надзорной деятельности Департамента, направленной на выявление и предупреждение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

разработка интерактивного сервиса для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки по соблюдению обязательных требований;

создание сервиса тематического консультирования для обмена информацией (электронные формы «обратной связи» для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля.

Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:

предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере путем:

проведения профилактических обучающих мероприятий, направленных на формирование у подконтрольных субъектов законопослушного поведения (обучающих семинаров, тематических занятий и т.д.);

проведение на постоянной основе с подконтрольными субъектами общей и индивидуальной разъяснительной работы относительно системы обязательных требований, процедур контроля, в том числе посредством современных информационно-телекоммуникационных технологий;

размещения на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора, а также руководств по соблюдению обязательных требований;

вынесение предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности Департамента;

повышение квалификации кадрового состава Департамента.

Реализация программных целей и задач позволит создать условия для развития мотивации к социально ответственному и добросовестному поведению подконтрольных субъектов.

Целевые показатели реализации программы

Формула расчета показателей

Базовое значение 2017 год

2018 год

2019

год

2020 год

Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, %

Отношение количества однотипных ошибок, к общему количеству выявленных ошибок*100

40%

37%

35%

30%

Количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, ед.

-

1

1

3

5

Уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % *

-

99

99

99

99

* показатель установлен государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 421-п

Раздел 3. Программные мероприятия

Программа профилактики реализуется в соответствии с Планом-графиком профилактических мероприятий на период 2018-2020 годы (приложение к настоящей программе).

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

В структуре Департамента действует отдел контроля в сфере социального обслуживания, доступной среды и внутреннего финансового аудита административного управления.

По состоянию на 1 июля 2018 года штатная численность отдела составляет 7 единиц:

начальник отдела – 1 шт.ед.;

заместитель начальника отдела – 1 шт.ед.;

консультант – 3 шт. ед.;

главный специалист-эксперт – 2 шт.ед.

Реализацию государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, обеспечивают 3 шт.ед..

Специалисты, выполняющие контрольно-надзорные функции, имеют уровень квалификации, достаточный для осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Повышение квалификации специалистов Департамента проводится в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.

Финансирование исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности осуществляется в рамках бюджетных средств, выделяемых на обеспечение текущей деятельности Департамента. Отдельное финансирование на проведение контрольных мероприятий и реализации настоящей программы не предусмотрено.

Раздел 5. Механизм реализации программы

Цели и задачи настоящей программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.

Ответственным за координацию деятельности участников программы является начальник административного управления Департамента (советник директора Департамента по профилактической работе).

На период отсутствия советника – начальник отдела контроля в сфере социального обслуживания, доступной среды и внутреннего финансового аудита административного управления Департамента.

Ответственным структурным подразделение Департамента за организацию и осуществление профилактической работы по предотвращению нарушений обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности являются должностные лица отдела контроля в сфере социального обслуживания, доступной среды и внутреннего финансового аудита административного управления Департамента.

Исполнители программы профилактики несут ответственность за реализацию и достигнутые конечные результаты. Ответственный исполнитель программы профилактики выполняет свои функции во взаимодействии с заинтересованными структурными подразделениями Департамента, исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

При текущем управлении реализацией программы профилактики ответственные лица выполняют следующие основные задачи:

разработку и принятие нормативных правовых актов автономного округа, нормативных и локальных актов Департамента, необходимых для выполнения программы профилактики;

анализ эффективности выполнения программных мероприятий;

корректировку мероприятий программы профилактики;

мониторинг выполнения показателей программы профилактики, сбор оперативной отчетной информации, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы;

информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Департамента в сети Интернет.

Формирование программы и внесение в нее изменений осуществляется с учетом результатов опросов (социологических исследований), направленных на изучение удовлетворения потребностей поставщиков социальных услуг, в том числе отдельных категорий граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям.

Настоящая программа, информация о текущих результатах профилактической работы размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://depsr.admhmao.ru/ в разделе «Деятельность» / «Региональный государственный контроль (надзор)».

Раздел 6. Оценка эффективности программы

Программа призвана обеспечить к 2020 году создание условий для снижения случаев нарушения законодательства в сфере социального обслуживания, повышения эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, отсутствия нарушений прав получателей социальных услуг и формирования заинтересованности поставщиков социальных услуг в соблюдении законодательства в сфере социального обслуживания.

Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты   и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания автономном округе.

Экономический эффект от реализованных мероприятий:

минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления, четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки;

снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;

увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Департаментом, включение в реестр поставщиков социальных услуг;

количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к контрольно-надзорному органу.

            Реализация настоящей программы будет способствовать достижению следующих конечных результатов:

         повышению эффективности обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере социального обслуживания, основанном на взаимном сотрудничестве поставщиков социальных услуг и Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

         повышению эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания за счет внедрения инновационных принципов, форм и методов контроля.

Раздел 7. Методика оценки показателей эффективности программы профилактики

Методика разработана для достижения оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов и минимизации неоправданного вмешательства контрольных (надзорных) органов в деятельность подконтрольных субъектов.

Департамент ежегодно осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей эффективности программы профилактики.

Расчет и оценка фактических (достигнутых) значений показателей осуществляется по каждому показателю.

Отчетным периодом для определения значений показателей является календарный год. Оценка фактических (достигнутых) значений показателей проводится путем сравнения с целевыми (индикативными) значениями показателей. Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей включаются в ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и направляются контрольным (надзорным) органом в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в установленном порядке.

Информацию о результатах итоговой оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности направляются в Департамент экономического развития автономного округа ежегодно, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, размещает на едином официальном сайте государственных органов автономного округа.

Целевые показатели реализации программы

Формула расчета показателей

Базовое значение 2017 год

2018 год

2019

год

2020 год

Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, %

Отношение количества однотипных ошибок, к общему количеству выявленных ошибок*100

40%

37%

35%

30%

Количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, ед.

-

1

1

3

5

Уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % *

-

99

99

99

99

* показатель установлен государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 421-п

 

Опубликовано: 04.07.2018        Обновлено: 29.08.2018 17:18