Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Протокол

ПРОТОКОЛ

заседания Штаба действий в интересах инвалидов

г. Ханты-Мансийск

25 января 2019 года                                                                                  № 1

         Председательствующий:

Сухатская

Юлия Викторовна

сотрудник городской централизованной библиотечной системы

Присутствовали:

Состав участников:

Актив Штаба действий в интересах инвалидов (в формате видеоконференцсвязи);

Башмакова Ирина Владимировна – координатор Штаба действий в интересах инвалидов;

Болдашкин Сергей Александрович – начальник отдела социальных выплат государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Герман Анна Петровна (в формате видеоконференцсвязи);

Инатуллаева Анастасия Георгиевна – ведущий специалист–эксперт отдела социальных выплат государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Комиссарова Любовь Владимировна – начальник отдела по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Кононенко Станислав Петрович – руководитель негосударственного центра бесплатной юридической помощи «Преобразование»;

Панасова Елена Анатольевна – начальник отдела организации реабилитации и интеграции инвалидов Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Рыбьяков Михаил Владимирович – управляющий Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Сисин Евгений Игоревич – начальник отдела медицинской реабилитации Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Хопияйнен Алиса Константиновна – координатор Штаба действий в интересах инвалидов.

Повестка дня:

1. Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение (далее – путевка) инвалидам (в том числе периодичность предоставления путевок, возможность предоставления трансфера, листа нетрудоспособности, возможность учета нарушения здоровья при определении санатория).

Решили:

1.1. По вопросу периодичности отметить, что предоставление путевок льготным категориям граждан осуществляется Фондом социального страхования (далее – ФСС) в строгом соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Объем средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета, рассчитывается по утвержденной методике, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в округе, и норматива финансовых затрат на одного гражданина.

В 2018 году норматив финансовых затрат на 1 человека в части санаторно-курортного лечения составлял 127,9 рублей. Установленную сумму норматива (ежемесячная денежная выплата – ЕДВ) Пенсионный фонд Российской Федерации по выбору гражданина-получателя социальных услуг перечисляет либо самому гражданину, либо Фонду социального страхования для закупки санаторно-курортных путевок. Других источников финансирования санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан (в том числе и средств округа) действующим законодательством не предусмотрено. Эта сумма ежеквартально корректируется. Финансирование поступает в полном объёме.

Стоимость одного дня пребывания на лечении в 2018 году составляла 1202,6 рублей, соответственно стоимость путевки на 21 день (входит лечение, питание, проживание) составила 25 254,6 рублей, и ещё приобретается путёвка для сопровождающего, хотя сопровождающие при расчете средств не учитываются. Другими словами, получая на организацию санаторно-курортного лечения одного ребенка-инвалида 1534,8 рублей в год, ФСС закупает для него две путёвки (25 254,6х2=50 509,2 рублей), т.е. граждане, сохранившие право на предоставление путевки, получают услуги на суммы, в несколько раз превосходящие средства, которые им назначены в виде гарантированной части ЕДВ (127,9 рублей в месяц). 

Таким образом, механизм предоставления путевок в целом основан на принципе солидарного участия в нем всех категорий льготников, которые вносят в него часть ежемесячной денежной выплаты, при условии, что путевки выдаются в первую очередь небольшому количеству нуждающихся в них граждан в порядке очередности, определяемой датой регистрации заявлений с учетом основного профиля заболевания. По статистике путевки предоставляются в среднем через два года. Соблюдение указанной последовательности не нарушает права граждан, поскольку им не отказано в предоставлении путевки, а вопрос о выделении путевки перенесен согласно очередности, на следующий период.

1.2. По вопросу сезонности отметить, что действующим законодательством для граждан – получателей набора социальных услуг не предусмотрено право выбора курортного региона и периода года для санаторно-курортного лечения, поэтому пожелания граждан в этом отношении учитываются по мере возможности: по данным ФСС, например, принято решение для детей-инвалидов закупать путевки на морское побережье России и преимущественно в теплое время года, с мая по сентябрь/октябрь. Данная практика реализуется уже не один год.

Отбор санаторно-курортных организаций для оказания услуг осуществляется региональным отделением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам открытых торгов, в которых могут принять участие организации, отвечающие требованиям технического задания: наличие лицензии при санаторно-курортном лечении по требуемой нозологии, возможность оказания услуг в соответствии с утвержденными стандартами санаторно-курортной помощи, оснащение и оборудование, достаточное для проведения полного курса санаторно-курортного лечения, фиксированные цены и др.

Вместе с тем, учитывая высокую коммерческую стоимость путевок (особенно в летнее время), а также тот факт, что далеко не все санатории готовы продавать путевки по социальным ценам, проводится большая работа, чтобы закупать путевки не только на летний период, но и получать по ним качественные услуги. И как результат этой работы в 2018 году были закуплены путевки в санатории: Аквалоо, (Сочи) – 15% путевок в июне, 6%-в июле, 34% – в августе, 18 %- в сентябре, остальные 27% в октябре. В Парусе: 14% путевок было закуплено на июль, на август 7%, на сентябрь- 36%. Родник: в июне – 23%, в июле – 26%, в августе – 26%, сентябрь – 23%.

Также есть ряд объективных причин, почему путевки приходятся на октябрь и даже ноябрь. Во-первых, это переносы заездов по путевкам. Часть людей, которым предложены путевки в мае-июне, по каким-либо причинам просят перенести путевку на более поздний срок. ФСС идет им навстречу, и санатории по возможности переносят сроки заездов, а потом эти люди и вовсе отказываются от путевки. Тогда приходится передавать ее другим в очереди, но уже на более поздний срок, т.е. многократные предложения одной и той же путевки бывает даже нескольким десяткам граждан и длительное принятие ими решения о получении/отказе путевки приводят к ограничению времени другого льготника для своевременного приобретения им билетов на проезд к месту лечения и обратно и оформлению санаторно-курортной карты. А это, в свою очередь, влечет необходимость дальнейшего переноса сроков, что не всегда возможно, и по этой причине не все путевки могут быть использованы (путевки «горят», в 2018 году пришлось вернуть в санатории 22 детских невостребованных путевок). Во-вторых, с целью максимально эффективного использования денежных средств, путевки докупаются в течение года: используется экономия от неполного использования или от возвратов путевок, дополнительно доведенные средства, а это, как правило, только осенние месяцы.

Также следует отметить, что ранее действующий механизм формирования очередности не предусматривал отмены заявок, и граждане, отказавшись от не желаемой путевки, оставались в очереди дожидаться летнего заезда. В связи с данным обстоятельством на начало 2017 года насчитывалось значительное количество заявлений, поданных в 2012, 2013, 2014 годах, по которым в течение нескольких лет путевки гражданам неоднократно предлагались, а первые в очереди граждане из года в год отказывались от путевок. Эти путевки с учетом профиля заболевания вынуждено предлагались льготникам с более поздней датой подачи заявления, а очередь не уменьшалась. Некоторые граждане, которые не отказываются от осенних или горящих путевок, ездят в санатории ежегодно. Учитывая эту ситуацию, от реализации данного механизма ФСС отказался.

1.3. По вопросу предоставления услуги трансфера отметить.

Учитывая, что граждане приезжают на разные вокзалы (аэропорт, ж/д вокзал, автовокзал) с разных территорий и в разное время, администрация санаториев была вынуждена отказаться от выделения дежурной машины.

По комментарию Тарасова Антона Игоревича, юриста РОДИК «Преобразование», в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентированы права инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры (к которым относятся и санатории), а также на сопровождение инвалидов до места отдыха. Пассивное препятствование реализации указанных прав может являться поводом для реализации инвалидом или лицом, выступающим в его интересах, права на обжалование действий/бездействий органов власти, регламентированного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, ФСС выразил готовность уточнить опыт коллег об организации услуги трансфера и проинформировать Штаб о результатах проделанной работы в срок до 15 февраля 2019 года.

1.4. По вопросу предоставления листка нетрудоспособности отметить, что порядок выдачи листа нетрудоспособности гражданам на период санаторно-курортного лечения регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624 «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».

Указанным приказом предоставление листа нетрудоспособности предусмотрено лишь в трех случаях:

1) направление больных на долечивание в специализированные санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения листок нетрудоспособности продлевается медицинским работником по решению врачебной комиссии специализированного санаторно-курортного учреждения на весь период долечивания, но не более чем на 24 календарных дня;

2) лиц, пострадавших в связи с несчастным случаем на производстве на санаторно-курортное лечение в период временной нетрудоспособности до направления в МСЭ;

3) при направлении медицинскими организациями больных туберкулезом в специализированные противотуберкулезные учреждения на лечение, в случае, когда санаторно-курортное лечение заменяет стационарное долечивание после стационарного лечения.

Что касается выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, в данном случае по уходу за ребенком-инвалидом, то согласно п. 35 Порядка № 624н листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.

Вместе с тем, ФСС выразил готовность, в случае необходимости, подготавливать информационные письма, с которыми сопровождающие, приложив копию путевки, могут пойти к работодателю с просьбой о предоставлении отпуска.

По комментарию Тарасова Антона Игоревича, юриста РОДИК «Преобразование», исходя из п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более, чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

В соответствии с п. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Таким образом, отказывая работнику-родителю ребенка-инвалида в оплате больничного листа по уходу за больным членом семьи, работодатель нарушает право ребенка на полноценное получение социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения, регламентированное ч. 1 п. 1 и ч. 3 ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

1.5. По вопросу отзывов о санаториях, в которые чаще всего получают путевки инвалиды отметить, что всегда учитывается профиль заболевания. В соответствии с условиями контракта жилые комнаты, лечебные кабинеты, столовые, холлы и другие объекты санаториев приспособлены под условия, обеспечивающие доступ граждан (в том числе и на колясках) во все функциональные подразделения (безбарьерная среда). На территории АКВАЛОО функционируют лифты, подъемники (там, где нет возможности установить пандусы), туалеты, используются информационные указатели направлений, кнопки вызова. В декабре 2018 года проведена проверка санатория на предмет доступной среды для маломобильных групп населения, нарушений не выявлено. По данным ФСС, никто из граждан ранее не пожаловался на отсутствие безбарьерной среды. Вместе с тем, ФСС выразил готовность обратить на это еще раз внимание при проведении кампании в 2019 году.

В ответ на комментарий из чата «В санатории Аквалоо очень плохо кормят, обслуживающий персонал грубит в столовой». ФСС прокомментировал так: у нас уже пять лет работает система мониторинга качества предоставляемых санаторно-курортных услуг:

- одновременно с выдачей путевок гражданам вручаются анкеты (включают четыре оценки: бытовые условия, качество полученного лечения, питания и отношение медицинского персонала);

-выдаются памятки в которых указаны номера телефонов ответственных специалистов аппарата управления регионального отделения для оперативного решения возникших в санатории проблем;

-специалистами регионального отделения проводится выборочный телефонный опрос граждан в первые дни заезда в санатории.

Если анкетирование позволяет получить содержательный и конструктивный отчет о предоставленном санаторием лечении и бытовых условиях уже после поездки, то телефонный опрос позволяет оперативно выявить и решить вопросы граждан, находящихся непосредственно на лечении. После поступления вопросов или негативных отзывов специалисты отделения Фонда связываются с сотрудниками санаториев, организуют встречи с руководством санаториев, которые помогают гражданам получить ответы на все вопросы и предупредить дальнейшее недовольство. Санатории оперативно реагируют: проводят работу с персоналом, предоставляют возможность выбора номеров, по возможности корректируют лечение. По итогам года составляется рейтинг санаториев и направляются письма с анализом отзывов и пожеланий граждан.

Например, посредством анкетирования и телефонных опросов во время пребывания в санаториях в 2018 году изучено мнение 1043 человек, 888 из них (85,1%) были полностью довольны качеством питания, лечения и условиями проживания в санаториях.

АКВАЛОО: выдано 299 путевок, из них 74% с заездами в июне-сентябре, обработано 160 отзывов (53% от выданных путевок), 148 из них (92,5%) содержат положительную оценку по всем 4 позициям (бытовые условия, лечение, питание, отношение персонала)

ПАРУС: выдано 312 путевок, из них 57% с заездами в июле-сентябре, обработано 196 отзывов (62% от выданных путевок), 155 из них (79%) содержат положительную оценку по всем 4 позициям (бытовые условия, лечение, питание, отношение персонала)

1.6. Отметить, для сведения, что в соответствии с законом «О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения и получать ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда России. В случае принятия такого решения нужно обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ до 1 октября текущего года с целью получения денежных выплат с 1 января следующего года. Если гражданин сделал выбор в пользу ежемесячных денежных выплат, то у него есть возможность самостоятельно приобрести путевку в желаемый санаторий и в желаемое время года.

Председательствующий                                                                      Ю.В.Сухатская

Опубликовано: 06.02.2019        Обновлено: 06.02.2019 14:44