Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Стенограмма (1,2 вопросы)

(Слинкин) Добрый день, уважаемые активисты и гости Штаба. Сегодня на повестке 4 вопроса. Первый вопрос касается доступности обучения для детей-инвалидов с ментальными расстройствами в казенном общеобразовательном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутской школе с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Вопрос поступил от жительницы города Сургута Варнавской Елены Викторовны, бабушки ребенка-инвалида.

Елена Викторовна сегодня присутствует по видеосвязи.

(к видео) Елена Викторовна, Вы нас слышите\видите? – да – мы Вас тоже. Мы чуть позже дадим Вам слово.

(к присутствующим) Вопрос звучит так: «Нам в первый класс. Нужна школа на Мелик Карамова. Так как наш не говорящий и ещё диабет. Так нас не берут! Не по адресу. И до сих пор ничего конкретного взамен не предложили. К Томазовой Анне Николаевне на приём не записали, отправили к Бражник Татьяне Николаевне, которая тоже не знает куда нас. И кстати даже бланк на принятие заявления не дали, мест нет, вот и весь разговор. Мне вот интересно. Дети есть, а мест для них нет. Где тогда закон об образовании статья 79?»

Для разъяснений по указанному вопросу мы пригласили:

- Цыганкову Валентину Александровну – директора казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного    округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Валентина Александровна присутствует по видеосвязи.

- Лашину Ирину Константиновну – начальника управления общего образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Шадрину Татьяну Борисовну - начальника отдела профилактики и здоровьесбережения Департамента образования г. Сургута.

- Замятину Ирину Павловну - заместителя директора Департамента образования г. Сургута.

Татьяна Борисовна и Ирина Павловна присутствуют по видеосвязи. (к видео)

Валентина Александровна, Вам слово.

(Цыганкова) ещё раз всем добрый день. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования в настоящее время является обеспечение реализации прав детей инвалидов на образование. Статья 79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации декларирует создание специальных условий по организации образования обучающихся с ОВЗ. В связи с этим в рамках реализации государственной программы доступная среда в ХМАО – Югре в школе проведены мероприятия, направленные на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к образовательной организации посредством проведения комплекса мероприятий по оборудованию и адаптации объектов. На территории оборудованы вход в здание, пути движения внутри здания, в зонах целевого назначения, санитарно-гигиенические помещения, система информации на объекте. Большое внимание в школе уделяется обеспечению доступности образовательных услуг, предоставляемых инвалидам с учетом их нарушений. Создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда. Кабинеты оборудованы игровыми зонами и зонами продуктивной деятельности, структура которых обеспечивает возможность организации урочной и внеурочной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение.

(Слинкин) Валентина Александровна, я извиняюсь, Давайте будем сразу говорить по существу? Регламент ограничен.

(Цыганкова) В школе полностью созданы условия для обучения детей с уважение детей с инвалидностью. Но к нашему Великому сожалению, мы на сегодняшний день не можем принять на обучение всех желающих, Особенно это касается первоклассников. Количество мест в 1 класс ограничено, потому что школа у нас небольшая и располагается в приспособленном помещении. Так получилось и с Тимофеем, внуком Елены Викторовны. Но я уверена, что обучение детей, которые не попали к нам в школу, будет организовано в городе, и дети получат образовательные услуги в полном объеме в соответствии с заключением пмпк.

(Лашина) Валентина Александровна, добрый день. Я рада Вас слышать. Мы действительно проговаривали сегодня этот вопрос. И т.к. вопрос звучал о доступности, что отсутствует доступность в вашей школе, мы сегодня попытались с вами, видите, всем сразу было понятно о какой доступности вообще речь идёт. Итак, можно всегда двояко понимать отсутствие доступности. В первом случае это все условия созданные, а во втором случае это статья 79 на обучение детей. Вы правильно говорите, что сегодня у нас дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут обучаться не только в специальной коррекционной школе, но его общеобразовательной, где создаются условия и это и специальные классы, а могут быть и общеобразовательное классы. Но к Вам обращалась Варнавская Елена Викторовна. Я знаю, что очень результативно была проведена встреча, и Елена Викторовна была удовлетворена встречей с вами, так как она хотела, чтоб Вы приняли на обучение в 1 класс внука её. И как решился вопрос?

(Цыганкова) да, Елена Викторовна приходила ко мне навстречу мы с ней продуктивно поговорили. Елена Викторовна посмотрела наши условия, мы объяснили, что на сегодняшний момент в нашей школе приём первоклашек закончен, и что в других образовательных учреждениях будут созданы такие же условия для обучения. Елена Викторовна согласилась со мной и сказала что они будут буду обращаться в департамент образования города Сургута.

(Замятина) Варнавская обращалась к нам с просьбой определить ее внука в школу и сегодня этот вопрос совместно с руководителями коррекционных учреждений прорабатывается. Департаментом образования предложено для того, чтобы осуществить качественное обучение детей с ментальными нарушениями, необходимо пролицензировать эту деятельность, т.е. мы предоставляем место в образовательной организации, то есть учебные площади, где есть столовая и медобслуживание. И остаётся только руководителю образовательной организации внести в лицензию место осуществления образовательной деятельности в образовательном учреждении, которое мы определяем. Безусловно решать вопрос этот нужно и поэтому мы провели сегодня такую встречу с руководителями школы номер 26, которую мы предлагали (Светлана Николаевна руководитель учреждения). Поэтому думаю к 1 сентября безусловно успеем, потому как все внесения изменений в соответствии с документами нормативными это до 45 дней. На сегодня уже по сути начинается процесс подготовки передачи муниципального имущества.

(Варнавская) Добрый день. Я хочу сказать огромное спасибо обществу инвалидов за оказанное содействие. Нас определили, и я согласилась на 26 школу, потому что считаю, что там ребёнку будет лучше, чем в школе на Мелик-Карамова. Меня не устраивает, что сегодня 29 июня, а мой ребёнок не оформлен в школу, заявление не написано. Потому что меня потом спросят где вы были?

(Лашина) Елена Викторовна, до 10 июля ваш вопрос будет решён. Вам позвонят, скажут куда подойти написать заявление, всё примут, Вам ходить самой никуда не надо.

(Слинкин) Елена Викторовна, Вы удовлетворены решением вопроса?

(Варнавская) да.

(Башмакова) А вообще возможно, чтоб отказали в обучении?

(Лашина) Такое возможно, потому что сегодня это законом установлено, что школа может отказать только в одном случае. В одном. Отсутствие мест. Тем не менее, орган исполнительной власти, дети у нас всё-таки в муниципалитетах находятся, должны решить вопрос своего ребёнка.

(Башмакова) И что делать, если мест нет?

(Лашина) обратиться тут же в орган исполнительной власти, то есть в территориальный орган, осуществляющий Управление в сфере образования. Не нужно бегать по образовательным организациям. Ещё раз говорю в орган исполнительной власти, то есть муниципальный орган. Управление в сфере образования обязано дать сегодня образование каждому ребенку.

(Слинкин) Предлагаю перейти ко второму вопросу. Он касается доступности казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» для инвалидов-колясочников.

Вопрос поступил в Штаб от жительницы города Нягань, Гардановой Аллы Ивановны. Алла Ивановна сегодня присутствует по видеосвязи.

(к видео) Алла Ивановна, Вы нас слышите\видите? – да – мы Вас тоже. Мы чуть позже дадим Вам слово.

Для разъяснений по указанному вопросу мы пригласили:

- Сорокину Марину Владимировну – директора казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Марина Владимировна сегодня присутствует у нас в студии.

- Лашину Ирину Константиновну – начальника управления общего образования Департамента образования и молодежной политики            Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Зырянову Ларису Борисовну – главного специалиста отдела общего образования Комитета образования и науки города Нягани.

Лариса Борисовна присутствует по видеосвязи.

(К видео) Лариса Борисовна, настройте пожалуйста ваш микрофон, а мы пока передадим слово Марине Владимировне.

(Сорокина) здравствуйте уважаемые участники видеоконференции. Предоставляю информацию о доступности для колясочников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в казенном общеобразовательном учреждении Няганская школа для обучающихся с ОВЗ. (На экране презентация) В 2018 году были оборудованы: парковочное место перед зданием образовательного учреждения, занижены подъездные пути, тротуар выложен плиткой к центральному входу, у нас сейчас оздоровительная площадка, по окончании которой будут занижены подъездные пути к центральному входу. Далее, у нас со стороны левых ворот и правых ворот уже занижена бордюрные пути и сделан наружный пандус для въезда в образовательном учреждение. Далее.

(Башмакова) т.е. объект полностью доступен?

(Сорокина) Ну это громко сказано, но мы очень стараемся. У нас есть специализированное транспортное средство для перевозки инвалидов.

(Башмакова) а почему ребенка то не пустили?

(Сорокина) я когда получила информацию от Штаба, была очень удивлена. Во-первых, мама ещё к нам не обращалась и не подходила, я не видела ни заключение пмпк и не общалась с Анной Ивановной. Мы очень ждём и я готова провести экскурсию. И я поняла знаете какой ещё момент у нас в этом году на школьном пмпк был озвучен вопрос о том, что детки колясочники не всегда могут находиться целый день в образовательном учреждении в силу своих физиологических особенностей и зачастую им организуется индивидуальное обучение на дому, то есть неполный учебный день. Они привлекаются у нас во внеурочную деятельность и на коррекционную.

(Башмакова) а кто это решает?

(Сорокина) это прописывается в заключении пмпк, где указывается неполный учебный день. Вот этот вопрос уже решили следующим образом, сработались с няганским реабилитационным центром. При этом реабилитационном центре будет создана, ну скажем так оборудована, учебная комната, куда детки будут приходить на целый день. Они будут получать реабилитационные услуги, а наши преподаватели будут приходить и обучать их, то есть проводить уроки.

(Башмакова) а могу я прийти в школу и учиться как все? Со всеми?

(Сорокина) понимаете, у нас обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Согласно уставу с нарушениями интеллекта.

(Башмакова) Вы можете кому-то отказать?

(Сорокина) нет, никому мы не отказываем, у кого есть заключение пмпк.

(Слинкин) Марина Владимировна, вот у меня такой вопрос. У Вас в итоговом заключении состояние доступности стоит, что объект доступен условно. А санитарно-гигиеническое помещение у Вас временно недоступно.

(Сорокина) сейчас поясню. Когда разрабатывался проект образовательного учреждения, это был 2006 год. В эксплуатацию здание было введено в 2011 году, еще этого не было предусмотрено. А в январе 2013 года вышли СП свод правил по доступности.

(Лашина) а 1 сентября шестнадцатого года вышли федеральные стандарты, которые являются основой для создания среды для ребенка и организации условий образовательных программ таких как адаптированной образовательной программы.

(Башмакова) поэтому Вы хотите создать комнату для обучения в реабилитационном центре?

(Сорокина) Да, поэтому мы согласовали эту деятельность с реабилитационным центром. К сожалению, санитарную комнату нельзя сделать потому что не (прервал Филатов).

(Филатов) Марина Владимировна, во-первых обозначу пару моментов, в которых Вы не совсем правильно отвечали. Снип 3501 и 2001 «доступность зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения» издан в 2001 году, поэтому уже 2006 году при разработке проекта ваши санитарно-гигиенические помещения должны были быть адаптированы для инвалидов. Второй момент, даже не момент, а вопрос. Вот Вы говорите о том, что на базе реабилитационного учреждения в комнате для реабилитации ваши педагоги будут организовывать образовательные программы. Существуют ли там условия для того, чтобы вы реализовали образовательные программы в полном соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами? Насколько это будет выстроено? Каким образом?

(Сорокина) Да, условия существуют. Будут оборудованы рабочие места как для ребенка, так и для педагога, чтобы проводить уроки. Плюс, для детей инвалидов-колясочников у нас есть специальные комплексы для детей с нарушения опорно-двигательного аппарата и в том числе для инвалидов-колясочников. Это вывозится на дом к ребёнку или к месту его обучения, в частности, например, реабилитационный центр.

(Филатов) Марина Владимировна, тогда вопрос юридический. Каким образом оборудование, которое находится на вашем балансе, Вы поставите в учреждение?

(Сорокина) мы заключим дополнительное соглашение с этим учреждением и, скажем так, на определённый срок - на учебный период мы предоставляем данное оборудование, а наш сотрудник приходит в это учреждение заниматься с ребёнком, и вся ответственность, получается, на его карточку подотчётную.

(Филатов) Я почему задаю эти вопросы, потому что я больше чем уверен, что в процессе реализации возникнут юридические проблемы, которые не позволят поставить те же комплексы для эксплуатации в чужое учреждение. Кто там возьмёт себе на подотчет это оборудование? Да никто.

(Сорокина) Сергей Иванович, Вы знаете, мы уже реализовывали такие программы. Ну таких юридических вопросов не возникало. Если даже они будут, это всё решаемо и будет приведено в соответствие с законодательством.

(Филатов) мы с этим уже сталкивались в Сургутском районе при передаче того же оборудования, пример из Лянтора в Радужный. А вообще, просто-напросто, хочу обозначить ряд определённых моментов. Михаил Владимирович, я прошу чтобы эти вещи были занесены в протокол. Дело в том, что законодательство 181 закон о соцзащите, закон об образовании и еще куча всякой нормативной документации, гарантируют ребенку-инвалиду получение среднего образования, в каких-то случаях начального образования, получение образовательных услуг. Федеральный закон о государственных и муниципальных услугах гарантирует, что человеку, в независимости от категории инвалидности, будет предоставлена качественная государственная или муниципальная услуга. Подведомственные учреждения департамента, коррекционные школы, расположенные на территории округа, являются подведомственным учреждениями департамента образования ХМАО – Югры. Теперь я обращаю внимание, что коррекционные школы, то есть Департамент образования переадресовывает на уровне муниципалитета программу - это перекладывание полномочий и отказ от выполнения государственные услуги. Необходимо жестко и конкретно пресекать это. Исполнителем по индивидуальной программе реабилитации и абилитации образовательных услуг для ребенка-инвалида является департамент образования. Департамент образования должен оперативно решать возникающие вопросы, а не заставлять родственников ребенка-инвалида бегать от одного учреждения в другое. Поэтому эти моменты необходимо жестко и конкретно пресекать. Другой момент – департамент образования на протяжении последних 5 лет ежегодно получал порядка около 80 млн руб. из программы доступная среда на создание условий для получения образовательных услуг для детей-инвалидов. Теперь выясняется, что оказывается, не созданы условия, не имеется возможность предоставить образовательные услуги. Уважаемый департамент образования, а куда Вы девали 80 млн.руб. ежегодно?

(Слинкин) Сергей Иванович, можно я Вас перебью, вопрос в протоколе стоял о доступности казенного учреждения няганской школа. Они полностью предоставили, что доступность есть. Я считаю что вопрос немного не по теме будет. И ещё нам пришел вопрос в студию «Почему нельзя сделать санитарные комнаты?»

(Сорокина) этот вопрос уже анализировали, рассматривали. К сожалению там, где у нас оборудованные эти комнаты, либо стена несущая идёт, то есть мы должны расширить санитарную комнату для того, чтобы сделать доступным въезд для инвалидов-колясочников, либо, ещё раз повторюсь, стена несущая, либо идут трубы. К сожалению, на сегодняшний момент пока этот вопрос не решаем, но мы работаем над ним, рассматриваем каким ещё образом можно. Может быть возможно будет задействовать хозяйственный блок. Этот вопрос на контроле постоянно держится, потому что количество деток у нас увеличивается.

(Хопияйнен) вопрос из чата «нет пандуса между первым и вторым этажом».

(Сорокина) так, наверное нужно будет вернуться на слайд назад (на экране гусеничный подъемник). Вот, лестничный маршрутизатор гусеничный, за которым закреплен человек, и он осуществляет подъем ребёнка-инвалида на определенный этаж. Также есть инвалидная коляска как для ребёнка взрослого, так и детская.

(Башмакова) а лифт?

(Сорокина) Лифта у нас нет и сделать его невозможно. Мы хотели запасной выход использовать, потому что есть у нас учреждение, которое мы смогли сделать, используя запасной выход, а пожарники нам не разрешают этого делать. Поэтому мы нашли выход в приобретении такого вот лестничного маршрутизатора.

(Слинкин) поэтому у Вас в итоговом заключении о состоянии доступности объект является условно доступным.

(Сорокина) Да, вот так.

(Лашина) Тем не менее условно - это разрешается, и подписывается документ перед 1 сентября. И если бы было что-то не готово, ни один орган власти, который отвечает за эти вопросы, не подписал бы никогда акт приемки образовательной организации.

(Шашков) коллеги, в чате поступил вопрос «да, подъемник есть, но его нужно заранее заказывать. Недавно родители ребенка колясочника поднимали на руках с 1 на 2 этаж»

(Сорокина) скажем так, предварительно вся информация собирается у нас о том, когда какой ребёнок у нас приходит на внеурочные мероприятия там на коррекционные занятия. Проблема подъема - он очень медленно движется и никто не хочет стоять и ждать. И родители, когда ребеночек достаточно маленький, ещё начальная школа, несут его на руках. Мы запрещаем конечно, но тем не менее. У нас на сайте в разделе доступности размещена информация - контакты людей, с которыми можно предварительно созвониться и сказать что планируется.

(Слинкин) Скажите, пожалуйста, сколько у Вас всего детей колясочников обучаются в вашем учреждении?

(Сорокина) у нас обучается около 5 детей колясочников. Всего 24 ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и в том числе дети инвалиды колясочники.

(Шашков) вопрос в чате «у Вас были сокращение тьюторов?»

(Сорокина) сокращений тьюторов у нас не было. В соответствии с приказом 1015 учащийся нуждающихся в сопровождении по заключению пмпк. На сегодняшний день у нас есть целая ставка тьюторов, сокращений никаких не было и не предвидится и как раз по количеству детей, которые нуждаются в сопровождении.

(Лашина) тем не менее добавляю, это сегодня тоже молодая профессия. Она очень серьёзная, потому что роль тьютора не только образовательная деятельность.

(Слинкин) Алла Ивановна, я предлагаю Вам и тем людям, чьи интересы Вы представляете встретиться с Мариной Владимировной и, чтобы она Вам полностью показала в школу и дала ответы на все интересующие Вас вопросы.

 

Опубликовано: 04.07.2018        Обновлено: 04.07.2018 15:03