Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Часто задаваемые вопросы в обращениях граждан, поступивших в Депсоцразвития Югры в 2015 году

Вопросы по организации назначений и выплат социальных пособий

 

Вопрос: Какие меры социальной поддержки предоставляются с 01.01.2015  при условии постоянного проживания в автономном округе не менее 10 лет?

Ответ: 10 декабря 2014 года принят Закон  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра № 112-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которым изменены подходы при предоставлении отдельных мер социальной поддержки, в части необходимого условия для их получения наличие периода проживания гражданина на территории автономного округа не менее 10 лет.

С 1 января текущего года с учетом постоянного проживания не менее 10 лет предоставляются отдельные меры социальной поддержки, установленные Законами автономного округа «О поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а именно:

4 вида единовременных пособий при рождении ребенка (детей);

ежемесячное пособие  по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет и от трех до четырех лет;

единовременное пособие при поступлении ребенка (детей) в первый класс общеобразовательной организации;

единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей;

единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, для выхода семьи (гражданина) на самообеспечение.

 

Вопрос: Как доказать факт проживания на территории автономного округа не менее 10 лет, если этот период семья фактически проживала, но не имела регистрационного учета по месту жительства?

Ответ: Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что факты прибытия (убытия) гражданина в место пребывания или место жительства, его нахождение в указанных местах фиксируется в установленном порядке уполномоченным органом.

При этом, местом жительства является жилой дом, квартира, комната либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Федеральным законодательством единственным органом, осуществляющим регистрационный учет, определена Федеральная  миграционная служба в лице ее  территориальных органов.

В случаях, если факт и периоды постоянного проживания не подтверждается сведениями, поступившими из органов регистрационного учета, и документом, удостоверяющим личность, граждане могут подтвердить это в судебном порядке.

 

Вопрос: Какие условия получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет вводятся с 01.01.2016?

Ответ: Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех (далее – пособие), которое предоставляется одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей).

Назначение пособия осуществляется при соблюдении следующих условий:

необеспеченность ребенка местом в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

отсутствие факта отказа родителя (законного представителя) от выделенного ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

К числу не обеспеченных местами в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, относятся дети, которые находятся в очереди на получение дошкольного образования в указанных образовательных организациях по месту жительства.

С 2016 года пособие будет предоставляться семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

 

Вопрос: Распространяется ли условие по малообеспеченности на ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, назначенное до 01.01.2016?

Ответ: Ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, назначенное до 01.01.2016, будет предоставляться на прежних основаниях до окончания срока его выплаты.

 

Вопросы по обеспечению социальных гарантий

 

Вопрос: Кто является ветеранами труда?

Ответ: В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995                  № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

        

         Вопрос: Каковы условия присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»?

         Ответ: С 1 января 2006 года субъектам Российской Федерации переданы полномочия по определению порядка и условий присвоения  звания «Ветеран труда».

         В целях урегулирования вопросов по присвоению званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» Законом автономного округа внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

         Звание «Ветеран труда» присваивается лицам,  награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.   

         Звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» присваивается лицам, имеющим награды или почетные звания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

         Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труд», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки утвержден постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 № 103-п.

 

Вопрос: Какие меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

Ответ: В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В этой связи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре принят Закон автономного округа от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», которым определен перечень мер социальной поддержки и условия их предоставления.

Ветераны труда и ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату занимаемого жилого помещения;

2) компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг;

3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, безметалловой керамики и облицовочных композиционных материалов, при наличии медицинских показаний в медицинских организациях по месту жительства;

4) компенсация расходов в размере 100 процентов за междугородный проезд пассажирским автомобильным (кроме такси), железнодорожным, водным транспортом предоставляется один раз в год туда и обратно в пределах Российской Федерации;

5) предоставление при наличии медицинских показаний неработающим ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) один раз в три года услуг по оздоровлению;

6) ежемесячная денежная выплата.

 

Вопрос: Могут ли работающие ветераны труда получать меры социальной поддержки?

Ответ: Меры социальной поддержки, предоставляются ветеранам труда после установления им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Мера социальной поддержки, в виде компенсация расходов в размере 100 процентов за междугородный проезд, услуги по оздоровлению предоставляется только неработающим ветеранам.

Компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата предоставляются вне зависимости от факта работы ветерана.

 

Вопрос: Кому предоставляется компенсация расходов на оплату взносов на капитальный ремонт и в каком размере?

Ответ: Право на компенсацию расходов на оплату взносов на капитальный ремонт имеют собственники жилых помещений в многоквартирных домах из числа следующих категорий граждан:

Граждане, включенные в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

труженики тыла;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшие инвалидами;

бывшие узники фашистских концлагерей;

 члены семей погибших (умерших) инвалидов (участников) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ветеранов боевых действий;

ветераны боевых действий;

граждане, пострадавшие от воздействия радиации;

инвалиды 1,2,3 групп и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

Граждане, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки:

реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий;

ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004;

ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

     Размер компенсации для тружеников тыла составляет 100%, для иных категорий граждан – 50%.

Вопрос: Как осуществляется расчет компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт?

Ответ: Расчет компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт исчисляется:

для граждан, включенных в региональный регистр получателей мер социальной поддержки – исходя из норматива площади жилого помещения и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных законодательством автономного округа;

для граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законодательством автономного округа, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Примеры расчета компенсации:

Расчет компенсации для труженика тыла, проживающего одиноко в многоквартирном жилом доме в панельном исполнении с лифтом/без лифта

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт

Норматив площади жилого помещения

Размер компенсации

Расчет компенсации

Сумма компенсации к выплате

14,7 руб. на 1 кв.м.

12,8 руб. на 1 кв.м.

33 кв. м

 

100%

14,7 х 33 х 100%

12,8 х 33 х 100%

485,1 руб.

422,4 руб.

Расчет компенсации для труженика тыла, проживающего в составе семьи в многоквартирном жилом доме в панельном исполнении с лифтом/без лифта

14,7 руб. на 1 кв.м.

12,8 руб. на 1 кв.м.

18 кв. м

 

100%

14,7 х 18 х 100%

12,8 х 18 х 100%

264,6 руб.

230,4 руб.

 

Расчет компенсации для инвалида, проживающего одиноко в многоквартирном жилом доме в панельном исполнении с лифтом/без лифта

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт

Занимаемая общая площадь жилого помещения

Размер компенсации

Расчет компенсации

Сумма компенсации к выплате

14,7 руб. на 1 кв.м.

12,8 руб. на 1 кв.м.

52 кв.м

50%

14,7 х 52 х 50% 

12,8 х 52 х 50%

382,2 руб.

332,8 руб.

Расчет компенсации для инвалида, проживающего в составе семьи из двух человек в многоквартирном жилом доме в панельном исполнении с лифтом/без лифта

14,7 руб. на 1 кв.м.

12,8 руб. на 1 кв.м.

52 кв.м / 2 =26 кв.м.

50%

14,7 х 26 х 50%  12,8 х 26 х 50%

191,1 руб.

166,4 руб.

 

Вопрос 7: Кто имеет право на предоставление за субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии)?

 

Ответ: Независимо от принадлежности к льготной категории граждане, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают максимально допустимую долю расходов на оплату названных услуг в совокупном доходе семьи (22%), имеют право обратиться за субсидией.

Условия предоставления субсидий регулируются федеральным законодательством: Жилищным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Право на субсидию имеют:

пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Одним из условий предоставления субсидии является отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение соглашения по ее погашению.

 

Вопрос: Какие установлены сроки назначения и выплаты субсидии?

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 субсидия  гражданам назначается сроком на 6 месяцев.

По истечении 6 месяцев выплата субсидии прекращается. Гражданам необходимо подтвердить свое право на субсидию, представив полный пакет документов для нового назначения.

При представлении гражданами документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении принимается Центром социальных выплат Югры в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов.

 

Вопрос: В каком размере предоставляется субсидия?

Ответ: Для каждой семьи размер субсидии определяется индивидуально исходя из следующих показателей:

количество членов семьи;

совокупный доход семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией;

размер прожиточного минимума, установленный в автономном округе на момент обращения за субсидией;

размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;

размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

При этом, размер субсидии не может превышать фактические затраты гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Граждане имеют право одновременного получения субсидии и компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В этом случае при исчислении размера субсидии сумма получаемой компенсации включается в совокупный доход семьи и размер оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за последний период уменьшается на сумму полученной компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

 

Вопрос: При каких обстоятельствах выплата компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (далее – компенсация) приостанавливается?

Ответ: Пунктом 3 статьи 160 Жилищного кодекса установлено, что компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Так, Центр социальных выплат Югры и его филиалы вправе отказать в назначении компенсации гражданину в случае наличия у него задолженности за жилищно-коммунальные услуги и отсутствии соглашения по ее погашению.

В соответствии с порядками предоставления компенсации, утвержденными постановлениями Правительства автономного округа от 30.10.2007 № 260-п и от 14.01.2008 № 4-п, в случае неуплаты получателем компенсации текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение двух месяцев выплата назначенной компенсации приостанавливается не более чем на шесть месяцев, а по истечению шести месяцев – прекращается.

В случае представления получателем компенсации в Центр социальных выплат и его филиалы сведений о погашении задолженности, заключении соглашения о ее погашении или выполнении условий соглашения по ее погашению в установленные сроки, выплата приостановленной компенсации подлежит возобновлению за весь период, начиная с месяца, в котором она была приостановлена.

При обращении гражданина по истечении шести месяцев с даты приостановления компенсации, компенсация назначается с первого числа месяца следующего за месяцем подачи заявления о предоставлении компенсации.

 

 

Вопросы по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

 

Вопрос: Почему изменились тарифы на социальные услуги и как определить размер платы за социальные услуги?

Ответ: В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» изменились подходы к формированию тарифов на социальные услуги – тарифы устанавливаются на основании подушевых нормативов финансирования.

При этом подушевые нормативы финансирования социальных услуг рассчитываются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 декабря 2014 года № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг и включают расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу, общехозяйственные расходы, связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.) и пр.

В соответствии с федеральным законодательством социальные услуги предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.

Федеральным законодательством определены отдельные категории граждан, которым социальные услуг предоставляются на бесплатной основе. К таким категориям относятся:

несовершеннолетние,

лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов,

граждане, среднедушевой доход которых ниже установленной предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Дополнительно в автономном округе социальные услуги, входящие в перечень социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода:

инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны,

инвалидам боевых действий,

членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий,

бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,

лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

гражданам, выразившим желание принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в случае невозможности прохождения ими подготовки в органах опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

За плату социальные услуги предоставляются, если на дату обращения среднедушевой доход гражданина превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

В автономном округе размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума пересматривается ежеквартально.

По состоянию на 23 ноября 2015 года полуторная величина прожиточного минимума для пенсионеров составляет 17 119,50 рублей. Таким образом, если среднедушевой доход пенсионера (по старости, по инвалидности) ниже или равен 17 119,5 руб., социальные услуги на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, если выше – социальные услуги предоставляются за плату.

При получении социальных услуг за плату ее размер рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги (тарифы на социальные услуги  утверждены приказом Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2015 года № 94-нп), но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода гражданина и предельной величиной.

Например, среднедушевой доход пенсионера составляет 23 500 рублей. Следовательно, максимальная стоимость комплекса социальных услуг составит (23 500 рублей – 17 119,5 рублей) х 50% = 3 190,25 рублей в месяц, или менее 14% дохода пенсионера.

Социальные услуги гражданину предоставляются в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, сформированной на основании его индивидуальной потребности.

Например, гражданину предоставляются 23 социальные услуги в месяц: покупка и доставка на дом продуктов питания – 4 услуги, помощь в приготовлении пищи – 8 услуг, проведение оздоровительных мероприятий – 2 услуги, содействие в обеспечении по заключению врача лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения – 1 услуга, уборка жилого помещения – 4 услуги, услуги социального такси – 4 услуги. Не смотря на то, что стоимость указанного комплекса социальных услуг, согласно тарифам, составляет 7 585,1 рублей, гражданин с учетом своего дохода (в рассмотренном примере – 23 500 рублей) заплатит 3 190,25 рублей в месяц или 42% реальной стоимости предоставленного комплекса социальных услуг.

Таким образом, расчет размера платы за предоставление социальных услуг производится для каждого получателя социальных услуг индивидуально, с учетом уровня его доходов.

 

Вопрос: Может ли негосударственная организация осуществлять деятельность по социальному обслуживанию и финансироваться из средств бюджета?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, входят в системы социального обслуживания.

Таким образом, при регистрации планируемой к созданию негосударственной организации,  указывая сведения о видах экономической деятельности, необходимо отразить вид деятельности – предоставление социальных услуг.

В целом порядок государственной регистрации урегулирован Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для возможности получения компенсации из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за предоставление социальных услуг гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2014 года № 395-п необходимо включение негосударственной организации в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Реестр).

Для включения негосударственной организации в Реестр следует обратиться в управление социальной защиты населения по месту ее нахождения с соответствующим заявлением, к которому прилагаются документы:

документ о назначении руководителя службы;

сведения о формах социального обслуживания;

перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;

тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;

информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;

информация об условиях предоставления социальных услуг;

информация о результатах проведенных проверок;

информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.

Управление социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней с момента поступления документов запрашивает посредством межведомственного информационного взаимодействия:

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

сведения о наличии у поставщика социальных услуг лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

сведения об отсутствии у поставщика социальных услуг просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Управление социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку достоверности представленной информации и принимает решение о внесении поставщика социальных услуг в Реестр.

Поставщика социальных услуг не включают в Реестр в случае:

наличия в документах, представленных поставщиком, недостоверных сведений;

представления поставщиком документов не в полном объеме;

нахождения организации в стадии ликвидации, реорганизации, несостоятельности (банкротства).

Гражданин (получатель социальных услуг) вправе обратиться за предоставлением социальных услуг к любому поставщику, который состоит в Реестре.

При этом поставщику, включенному в Реестр, но не участвующему в выполнении государственного заказа (закупка социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2014 года № 395-п компенсируются затраты на предоставление социальных услуг, исходя из:

тарифов на социальные услуги, установленных поставщиком социальных услуг, и объема оказанных услуг в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программой,

стоимости социальных услуг, оказанных в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программой,  оплаченной получателем социальных услуг.

В случае если тарифы на социальные услуги, установленные поставщиком социальных услуг, предоставившим социальные услуги, выше уровня тарифов, установленных в автономном округе на аналогичные услуги для организаций социального обслуживания автономного округа, при расчете размера компенсации применяются тарифы, установленные в автономном округе для организаций социального обслуживания автономного округа  (тарифы утверждены приказом Региональной службой по тарифам автономного округа от 14 августа 2015 года № 94-нп).

Выплата компенсации осуществляется в соответствии с бюджетной росписью расходов автономного округа в пределах лимитов бюджетных ассигнований и обязательств, предусмотренных на указанные цели в текущем финансовом году.

 

Вопрос: Кому в автономном округе предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения?

Ответ: В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда предназначены для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре к жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры относятся:

социальные квартиры;

жилые помещения в специальных домах для одиноких престарелых.

Предоставление социальных квартир, жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых регламентируется постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 декабря 2006 года № 316-п «О предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 ноября 2005 года № 199-п «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти автономного округа по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлению жилых помещений и жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда автономного округа» (далее – постановление № 316-п).

В соответствии с постановлением № 316-п социальные квартиры, жилые помещения в специальных домах предназначены для проживания одиноких граждан пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет; женщины с 50 лет, мужчины с 55 лет в случае ограничения у них способности к трудовой деятельности) при сохранении ими полной или частичной способности к самообслуживанию в быту, проживающих в автономном округе не менее 10 лет, не обеспеченных жилыми помещениями или нуждающимся в них, не имеющих детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа).

Факт места жительства в автономном округе подтверждается данными органов регистрационного учета или соответствующим решением суда.

К числу родственников, не имеющих возможности по объективным причинам обеспечить гражданам помощь и уход, относятся:

инвалиды;

лица, достигшие пожилого возраста: мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет;

лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;

лица, проживающие за пределами соответствующего городского округа, муниципального района автономного округа.

Для признания гражданина нуждающимся в социальных квартирах, жилых помещениях в специальном доме необходимо обратиться с заявлением в управление социальной защиты населения, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность;

медицинскую карту установленного Департаментом здравоохранения автономного округа образца, выданная медицинской организацией, с заключением врачебной комиссии, состоящей из врачей: психиатра, нарколога, терапевта, онколога, фтизиатра, офтальмолога, дерматовенеролога, невролога, о состоянии здоровья гражданина, отсутствии медицинских противопоказаний для самостоятельного проживания в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания специализированного жилищного фонда автономного округа;

справку о наличии инвалидности с указанием группы, Индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (для инвалидов).

Также гражданин может самостоятельно представить следующие документы, запрашиваемые в порядке межведомственного взаимодействия:

сведения о совместном проживании гражданина с членами семьи, указанными в заявлении, и о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан;

документы, подтверждающие отсутствие у гражданина и членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в Российской Федерации (выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещений; договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; справку муниципального образования автономного округа о регистрации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или иные подтверждающие настоящий факт документы);

справки, свидетельства или другие документы установленного образца о праве гражданина на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством (при наличии);

справки о размере пенсии с учетом надбавок, ежемесячной денежной выплаты и других аналогичных выплат, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

сведения об отсутствии либо о наличии судимости;

сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение об отказе в признании граждан нуждающимися в социальных квартирах, жилых помещениях в специальном доме принимается в случаях:

непредставления документов;

отсутствия у граждан правовых оснований состоять на учете в качестве нуждающихся в социальных квартирах, жилых помещениях в специальном доме;

наличия у граждан медицинских противопоказаний для самостоятельного проживания в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания специализированного жилищного фонда автономного округа (заболеваний, представляющих опасность для окружающих (включая психические, венерические заболевания, туберкулез) либо требующих лечения в специализированных организациях здравоохранения, а также хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании);

нуждаемости граждан в постоянном постороннем уходе и направлении в дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Вопрос: Куда может обратиться гражданин после отбытия наказания в местах лишения свободы и какие услуги при этом предоставляются?

Ответ: В учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа разработан комплекс мер, направленный на организацию системной работы по социальной поддержке и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Для решения вопроса жизнеустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, возможно временное (до 12 месяцев) размещение в учреждениях социального обслуживания:

в центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Альтернатива», адрес: г. Сургут, п. Кедровый, ул. Пионерная, д. 2, контактный телефон: (3462) 76-53-66;

в комплексном центре социального обслуживания «Защита», адрес: г. Нефтеюганск, мкр. 11, д. 123, контактный телефон: (3463) 20-10-63;

в комплексном центре социального обслуживания «Виктория», адрес: г. Лангепас, ул. Солнечная, д. 21 а, контактный телефон: (34669) 2-14-73;

в комплексном центре социального обслуживания «Надежда», адрес: г. Радужный, мкр. 4, д. 21, контактный телефон: (34668) 3-90-71;

в комплексном центре социального обслуживания «Милосердие», адрес: г. Белоярский, мкр. Мирный, д. 6, контактный телефон: (34670) 2-76-94.

За время нахождения в одном из указанных учреждений специалисты окажут содействие в получении бесплатной юридической помощи, восстановлении документов, трудоустройстве, восстановлении отношений с родственниками, отправке к прежнему месту жительства, получении медицинской и психологической помощи, оформлении полагающихся мер социальной поддержки, направлении в дом-интернат.

Услуги временного пребывания (до 12 часов в сутки) лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут получить в отделениях ночного пребывания:

в комплексном центре социального обслуживания «Светлана», адрес: г. Ханты-Мансийск, ул. Пролетарская, д. 25, телефон: (3467) 33-82-89;

в комплексном центре социального обслуживания «Защита», адрес: г. Нефтеюганск, мкр. 11 а, ул. Дорожная, стр. 9, телефон: (3463) 27-67-27;

в центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Альтернатива», адрес: г. Сургут, п. Кедровый, ул. Пионерная, д. 2, телефон: (3462) 76-53-66, 76-51-66.

Прохождение курса реабилитации возможно после признания лица, освободившимся из мест лишения свободы, нуждающимся в получении социальных услуг и разработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Для этого следует обратиться в управление социальной защиты населения по месту пребывания.

Граждане, оказавшиеся в экстремальной жизненной ситуации, имеют возможность получить помощь в виде продуктового набора, предметов первой необходимости, мягкого инвентаря (одежда, обувь) через пункт приема и выдачи срочной помощи комплексных центров социального обслуживания населения автономного округа по месту пребывания.

Периодичность оказания срочной социальной помощи: предметы первой необходимости – не чаще одного раза в квартал; продуктовый набор – не чаще одного раза в месяц; вещи (одежда, обувь) выдаются заявителю по мере необходимости.

 

Вопрос: Кому предоставляются услуги по оздоровлению?

Ответ: Законом автономного округа от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусмотрено предоставление услуг по оздоровлению на основании социально-оздоровительных курсовок:

лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны – один раз в год;

лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, пострадавшим от политических репрессий, после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» – один раз в год;

ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами
«О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (женщины старше 55 лет и мужчины старше
60 лет) – один раз в три года;

ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) – один раз в три года.

Под услугами по оздоровлению  понимаются услуги по профилактике (предупреждению) заболеваний и продлению активного долголетия, восстановлению здоровья после перенесенных болезней или при ухудшении здоровья в связи с возрастом, оказываемые в виде предоставления комплекса диагностических и лечебных процедур на базе организаций социального обслуживания автономного округа.

 

Вопросы в сфере отдыха и оздоровления детей

 

Вопрос: Куда нужно обратиться, чтобы организовать детский отдых в каникулярный период?

Ответ: По вопросу организации детского отдыха в каникулярный период родителям (законным представителям) необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган по организации отдыха, оздоровления детей городских округов и муниципальных районов автономного округа (далее – уполномоченные органы).

Перечень уполномоченных органов размещен на информационном портале «Перспективное детство Югры» (www. pd-ugra.ru), разделе «Отдых, оздоровление, туризм», официальном сайте Депсоцразвития Югры в разделе «Отдых и оздоровление детей».

Заявочная кампания в муниципальных образованиях автономного округа начинается ежегодно в марте.

Для получения путевки в оздоровительную организацию родителям необходимо представить в уполномоченный орган следующие документы:

заявление, в котором указываются вид организации отдыха детей и их оздоровления, период оздоровительной смены;

копии документов, удостоверяющих личность заявителя, ребенка (паспорт, свидетельство о рождении);

копия заграничного паспорта (при выезде в оздоровительную организацию, расположенную за пределами Российской Федерации);

медицинскую справку на ребенка, отъезжающего в санаторный оздоровительный лагерь, по форме N 079/у;

согласие на обработку персональных данных заявителя и ребенка

 

Вопрос: Для какой категории детей предназначены бесплатные путевки?

Ответ: Бесплатными путевками при организации отдыха и оздоровления обеспечиваются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, состоящие на социальном обслуживании в учреждениях, подведомственных Депсоцразвития Югры, том числе:

дети-инвалиды;       

дети с ограниченными возможностями здоровья;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры;

дети из малообеспеченных семей.

В  большинстве случаев муниципальными образованиями автономного округа (в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами) путевки в оздоровительную организацию детям в возрасте от 6 до 17 лет (включительно), проживающим на территории муниципальных образований автономного округа, предоставляются бесплатно. Оплата проезда детей в оздоровительную организацию осуществляется за счет средств родителей.

Департаментом здравоохранения автономного округа осуществляется организация санаторно-курортного лечения и оздоровления детей по системе «Мать и дитя». Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются бесплатно детям в возрасте от 4 до 18 лет, состоящим на диспансерном учете, имеющим хронические заболевания, при наличии медицинских показаний.

Для получения путевки родителю или законному представителю необходимо обратиться к лечащему участковому врачу ребенка.

3. Какой размер родительской платы установлен за путевку?

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от  27 января 2010 года  № 21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее – постановление) стоимость путевки, приобретаемой уполномоченными органами, составляет не более:

28 532 рублей за 21 день  (1 358 рублей за 1 день) - в оздоровительные организации, расположенные на территории автономного округа;

33 720 рублей за 21 день (1 605 рублей за 1 день) - в оздоровительные организации, расположенные за пределами автономного округа;

43 837 рублей за 21 день (2 087 рублей за 1 день) - для воспитанников учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения автономного округа, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае, если стоимость путевки в оздоровительное учреждение превышает установленный постановлением норматив, доля родительской платы составляет не более 30 % от стоимости путевки.

Вопрос: Для какой категории детей предусмотрена  компенсация расходов по проезду  к месту отдыха, оздоровления и обратно?

Ответ: Государственной программой автономного округа «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на              2014 – 2020 годы   предусмотрена частичная компенсация расходов на проезд к месту отдыха и оздоровления и обратно детям из многодетных семей по путевкам, предоставляемым органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также по путевкам, предоставляемым работодателями и самостоятельно приобретенным многодетными родителями.

Размер компенсации предоставляется по фактическим расходам, но не более 7 000 рублей на одного ребенка.

В случае самостоятельного приобретения путевки  в оздоровительную организацию родителю (законному представителю) необходимо обратиться в Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг по месту жительства.

Государственной программой автономного округа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы» предусмотрена компенсация родителям из числа коренных малочисленных народов Севера стоимости проезда ребенка от места жительства до места отправления организованных групп детей и  обратно.

За счет средств бюджета автономного округа (100 % компенсация) осуществляется оплата проезда к месту отдыха и оздоровления и обратно:

детям в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающимся в социальной реабилитации, - воспитанникам учреждений социального обслуживания населения, образовательных организаций, по путевкам, приобретаемым Департаментом социального развития автономного округа, Департаментом образования и молодежной политики автономного округа;

 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей                        (в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

 

Вопросы в сфере семейной политики

 

Вопрос: Кто имеет право на получение материнского семейного капитала, когда и как им можно распорядиться?

Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на материнский (семейный) капитал возникает у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с            1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

«6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией».

Размер материнского (семейного) капитала в 2015 году составляет                  453 026 рублей.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (вступает в силу с 1 января 2016 года).

 

Вопрос: Кто имеет право на получение Югорского семейного капитала, когда и как им можно распорядиться?

Ответ: В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2011 года № 100-оз «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года, имеют право на Югорский семейный капитал.

Вышеназванное право возникает однократно при условии регистрации рождения третьего ребенка или последующих детей в государственных органах записи актов гражданского состояния автономного округа и может быть реализовано не ранее чем по истечении одного года со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.

Средства Югорского семейного капитала можно направить на:

  • улучшение жилищных условий  (приобретение (строительство) жилого помещения; строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства; уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного; погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному);
  • получение ребенком (детьми), родителями (усыновителями) образования (оплата проезда ребенка (детей), родителей (усыновителей) к месту получения образования и обратно; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; оплата проживания ребенка (детей), родителей (усыновителей) в общежитии в связи с получением ими образования);
  • получение ребенком (детьми), родителями (усыновителями) медицинской помощи и иных сопутствующих услуг, связанных с ее получением (оплата проживания родителей (усыновителей), сопровождающих несовершеннолетнего ребенка (детей) в целях получения медицинской помощи, сопровождающего; оплата проезда к месту получения медицинской помощи ребенка (детей), родителей (усыновителей) (в том числе родителей (усыновителей) в случае сопровождения ими несовершеннолетнего ребенка (детей), сопровождающего лица).

Размер Югорского семейного капитала в текущем году с учетом индексации составляет 116 092 рубля.

Для консультации по вопросу получения Югорского семейного капитала необходимо обратиться в Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг по месту жительства, телефон «горячей линии»: 8 800 101 0001.

 

         Вопрос: Какая семья в Югре считается многодетной? Почему статус многодетной семьи не продлевается в связи с наступлением совершеннолетия ребенка?

Ответ: В Российской Федерации основным документом, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», согласно которому субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 45-оз) определено, что многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.

Статья 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры      от 7 июля 2004 года № 45-оз, определяющая статус многодетной семьи, соответствует Конвенции о правах ребенка и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

 В Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

При достижении человеком восемнадцати лет он перестает быть ребенком и приобретает полную гражданскую дееспособность.

Таким образом, статус многодетной семьи, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, соответствует законодательству Российской Федерации, увеличение возрастного ценза детей многодетных семей с 18 до 23 лет не планируется.

 

Вопрос: Как получить статус матери-одиночки?

Ответ: В законодательстве Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отсутствуют понятия «одинокое родительство», «мать-одиночка» и предусмотрены меры социальной поддержки для семей с детьми, не выделяя приоритета одиноких родителей.

Государственная семейная политика направлена на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, авторитета родительства в семье, роли отцовства в семейном воспитании, снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. При этом в воспитании ребенка крайне важна роль обоих родителей.

 

Вопрос: Какие меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям в Югре?

Ответ: В соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон) многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.

Многодетным семьям в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре оказывается социальная поддержка, которая предоставляется как в виде денежных выплат, так и в натуральной форме, а именно:

ежемесячная денежная выплата в случае рождении третьего или последующих детей;

единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

бесплатное обеспечение детей в возрасте до шести лет лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;

бесплатное посещения один раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, проводимых учреждениями культуры автономного округа, спортивных сооружений учреждений физической культуры и спорта автономного округа, в том числе для занятий физической культурой и спортом;

компенсация фактических расходов на проезд к месту отдыха и оздоровления и обратно один раз в два года, не более 7 000 рублей на каждого ребенка.

 

Вопрос: Какие награды вручаются многодетным родителям?

Ответ: В 2010 году, в целях поощрения многодетных родителей за заслуги в укреплении семьи и воспитании детей, Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (далее – Указ) для многодетных семей учреждены орден «Родительская слава» и медаль ордена «Родительская Слава».

Орденом «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, либо, в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают или воспитали семерых и более детей – граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства Российской Федерации.

Медалью ордена «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), воспитывающие или воспитывавшие четырех и более детей – граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства.

Награждение орденом «Родительская слава» и медалью ордена «Родительская слава» производится при условии, что представленные к наградам родители (усыновители) образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей.

На родителей (усыновителей), представляемых к награждению орденом «Родительская слава» либо медалью ордена «Родительская слава», ходатайства о награждении возбуждаются органами местного самоуправления по месту жительства родителей (усыновителей). О принятом решении делается соответствующая запись в наградном листе.

Порядок представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и перечень наградных документов, в том числе для многодетных родителей, установлены Положением о государственных наградах, утвержденных Указом.

В Югре многодетные родители могут быть награждены медалью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Материнская слава».

В соответствии со статьей 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2015 №125-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» медалью «Материнская слава» награждаются матери - граждане Российской Федерации, родившие и (или) усыновившие и воспитавшие (воспитывающие) пятерых и более детей, прожившие на момент представления к награде в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре не менее 15 лет и не имеющие аналогичных наград Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации, за достойное воспитание детей и укрепление семейных традиций.

Наградные документы оформляются по месту основной (постоянной) работы (службы, обучения) либо осуществления общественной деятельности гражданина, представленного к награждению.

Наградные документы многодетной матери могут быть оформлены по месту ее общественной деятельности либо главой муниципального образования автономного округа по месту жительства многодетной матери.

 

Вопрос: Предусмотрено ли обеспечение многодетной семьи автотранспортом?

Законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечение многодетных семей автотранспортом и оказание материальной помощи на его приобретение не предусмотрено.

Вместе с тем на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется форма социального обслуживания – предоставление социальных услуг службой «Социальное такси».

Порядок и условия предоставления социальных услуг службой «Социальное такси» утверждены постановлением Правительства автономного округа от 28 мая 2009 года №131-п.

Право на получение услуг службы «Социальное такси» имеют в том числе проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре многодетные матери (отцы) при перевозке не менее двух детей в возрасте до пяти лет одновременно.

Услуги службы «Социальное такси» предоставляются для проезда к социально значимым объектам, включенным в основной перечень видов социально значимых объектов или дополнительный перечень видов социально значимых объектов, по мету их проживания (пребывания).

Услуги службы «Социальное такси» предоставляются получателям социальных услуг по их заказам, принимаемым предварительно и при наличии договора о предоставлении социальных услуг. Договор заключается между учреждением социального обслуживания и получателем социальных услуг (или его законным представителем) на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, выданной управлением социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Получатели социальных услуг могут осуществить двенадцать поездок в месяц в места, предусмотренные в основном перечне, и восемь поездок в месяц в места, указанные в дополнительном перечне.

Перенос и суммирование неиспользованных поездок в текущем месяце на следующий месяц не производится.

Дополнительную информацию о порядке и условиях получения услуг службы «Социальное такси» можно получить в управлении социальной защиты населения по месту жительства.

 

Вопросы организации социального

обслуживания семьи и детей

 

Вопрос: Могут ли дети-инвалиды и дети с ограниченными физическими возможностями здоровья пройти социально-реабилитационные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по путевочному принципу?

Ответ: Для поддержания и сохранения здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в центре социального обслуживания населения «На Калинке», г. Сургут, может быть представлен комплекс услуг по путевочной системе «Мать и дитя»:

лечебно-оздоровительные процедуры (фитотерапия, массаж, гидромассажные ванны, циркулярный душ, витаминотерапия, физиотерапия ингаляции, плавание и др.);

мероприятия физкультурно-оздоровительной, культурно-досуговой, психологической направленности, логопедические занятия.

Услуги предоставляются один раз в год от 6 до 24 календарных дней.

Все услуги несовершеннолетним оказываются на бесплатной основе.

Услуги проживания, питания сопровождающим, имеющим доход ниже 150 % величины от прожиточного минимума, установленной в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, оказываются на бесплатной основе.

Организация проезда к месту социальной реабилитации осуществляется за счет собственных денежных средств.

Кроме того, на базе реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавушка», г.Пыть-Ях, «Гармония», г.Нягань, «Дельфин», г.п. Пойковский, Нефтеюганский район, «Солнышко», г. Советский, а также в центре социальной помощи семье и детям «Апрель», п. Барсово, Сургутский район реализуется технология социальной работы по путевочной системе «Мать и дитя».

Курс реабилитации проводится с периодичностью 3-4 раза в год, продолжительностью от 14 до 28 дней, на бесплатной основе для несовершеннолетних, получение комплекса медицинских, психологических и социальных реабилитационных мер, направленных на максимальную интеграцию и создание необходимых условий для личностного роста и социализации несовершеннолетних с ограниченными возможностями в общество.

Для получения более подробной информации о предоставлении услуг по реабилитации необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства.

 

Вопросы по опеке и попечительству

 

         Вопрос: С чего нужно начать, если Вы решили принять в семью                                на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей?

         Ответ: Обратиться в отдел  опеки и попечительства по месту жительства с просьбой подготовить заключение о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

 

         Вопрос: В какой срок орган опеки и попечительства должен выдать заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем), приемным родителем или усыновителем, в случае если пакет документов предоставлен, обследование жилищно-бытовых условий проведено?

         Ответ: Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня предоставления гражданином документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»,  и дня издания акта обследования жилищно-бытовых условий его семьи принимает решение о выдаче заключения                             о возможности гражданина быть опекуном (попечителем), приемным родителем или усыновителем либо решение о невозможности гражданина быть опекуном (попечителем), приемным родителем или усыновителем                         с указанием причин отказа.

        

         Вопрос: В какой орган опеки и попечительства обращаться, если Вы прописаны в одном городе, а проживаете на съемной квартире в другом?

Ответ: Обращаться необходимо по фактическому месту жительства. При этом необходимо представить в орган опеки и попечительства документ, подтверждающий проживание по указанному адресу. Таким документом может быть, например, договор найма жилого помещения и (временная) регистрация по месту пребывания.

Наличие этих документов не отменяет необходимость предоставления документов с места постоянного проживания.

 

Вопрос: Кому не нужно проходить Школу приемного родителя?

         Ответ: В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации подготовку кандидатов в замещающие родители обязаны проходить все граждане, желающие принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи.

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей (под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации);

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

для лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Указанные граждане могут пройти подготовку в Школе приемного родителя по своему желанию.

 

Вопрос: Какое число детей может быть в приемной семье?

         Ответ: Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.


         Вопрос: Как поступают в случаях, если у ребенка,

суд может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

Результатом судебного рассмотрения дела будет решение суда. При несогласии с решением суда оно может быть обжаловано в вышестоящий суд.

 

Вопрос: Определение категории дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответ:  В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996           № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 

Вопрос: Условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  Ответ: Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей                   (далее-дети-сироты и лица из их числа), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и лицам из их числа, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органами опеки и попечительства однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.

Проживание детей-сирот и лиц из их числа, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и лиц из их числа, иных лиц, усыновителей, если в отношении указанных лиц усыновление отменено (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

не являющихся членами семей этих детей-сирот и лиц из их числа, иных лиц, имеющих самостоятельное право пользования жилыми помещениями (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения;

признанных в установленном порядке недееспособными, а также ограниченных в дееспособности в связи с заболеванием хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);

2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и лиц из их числа, иных лиц;

3) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством автономного округа.

 

Вопрос: Как происходит предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 

Вопрос: Как воспользоваться правом на предоставление жилого помещения? Порядок действий.

  Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются   детям-сиротам и лицам из их числа, иным лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список) либо на основании вступивших в законную силу судебных решений.

 Формирование и ведение списка осуществляются органами опеки и попечительства по месту жительства или месту пребывания указанных лиц.

 В список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные лица.

 Заявления о включении в список представляются законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет.

 

Вопрос: Право на предоставление жилых помещений гражданам старше 23 лет.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 86-оз «Закон ХМАО - Югры от 09.06.2009 № 86- оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и лицам из их числа и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исходя из содержания вышеуказанного закона следует, что положения данного закона распространяются исключительно на детей-сирот и лиц из их числа, то есть до достижения ими 23-летнего возраста.

Предоставление вышеуказанных жилых помещений носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении до 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

 

Вопрос: Порядок выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом (долей имущества) несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 12.10.2012 № 377-п «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» с заявлением о выдаче разрешения оба родителя (иные законные представители) подопечного или несовершеннолетнего лица обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства (в случае отсутствия места жительства - по месту пребывания) подопечного или несовершеннолетнего лица.

При невозможности одного из родителей (иных законных представителей) присутствовать в органе опеки и попечительства, представляется нотариально заверенное согласие на совершение сделки с имуществом подопечного или несовершеннолетнего лица.

Несовершеннолетние лица, достигшие возраста 14 лет, подают заявление от своего имени в дополнение к заявлению своих родителей (иных законных представителей).

Разрешение на основании заявления единственного родителя оформляется при представлении одного из следующих документов:

справки о рождении формы 25, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274        «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния»;

свидетельства о смерти одного из родителей;

вступившего в законную силу решения суда в отношении одного из родителей: о лишении (ограничении) родительских прав, признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, об установлении юридического факта уклонения от исполнения родительских обязанностей, о признании гражданина безвестно отсутствующим, умершим;

документа (справки) о наличии розыскного дела на одного из родителей со сроком розыска не менее 3 месяцев, выданным уполномоченным органом (действителен в течение месяца, с даты его выдачи);

справки судебных приставов об уклонении от уплаты алиментов одного из родителей более 6 месяцев (действительна в течение месяца, с даты ее выдачи).

Разрешение на совершение сделки по отчуждению недвижимого имущества (доли недвижимого имущества), принадлежащего подопечному или несовершеннолетнему лицу, выдается при одновременном приобретении на его имя равноценного недвижимого имущества (доли недвижимого имущества).

При наличии разницы в цене между отчуждаемым и приобретаемым недвижимым имуществом, денежные средства этой разницы (в случае приобретения недвижимого имущества по цене меньше отчуждаемого) в течение 30 дней с даты продажи недвижимого имущества, зачисляются на лицевой счет, открытый на имя подопечного или несовершеннолетнего лица в кредитной организации.

В случае если отчуждаемое недвижимое имущество (доля недвижимого имущества) является не единственным, в отношении которого подопечный или несовершеннолетнее лицо обладает правом собственности, и родители (иные законные представители) не намерены приобретать новое недвижимое имущество (долю недвижимого имущества), на них возлагается обязанность в течение 30 дней с даты продажи недвижимого имущества (доли недвижимого имущества) зачислить денежные средства, вырученные от продажи недвижимого имущества (доли недвижимого имущества), принадлежавшего подопечному или несовершеннолетнему лицу, на лицевой счет, открытый на его имя в кредитной организации.

 

 

Опубликовано: 13.01.2016 15:29        Обновлено: 29.07.2016 14:25