Размер:
Цвет:

Публичный отчет директора Депсоцразвития Югры С.А. Давиденко за год работы с момента назначения на должность, 03.10.2018

Подготовлено для выступления
на расширенном заседании Общественного
совета при Депсоцразвития Югры

03.10.2018

 

Публичный отчет директора Депсоцразвития Югры С.А. Давиденко
за год работы с момента назначения на должность

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечивает реализацию основных направлений деятельности в сфере социальной защиты, социального обслуживания опеки и попечительства.

Представляя Вам год назад свою программу кандидата на должность директора департамента, разработанную в соответствии с основными направлениями и перспективами развития в сфере деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (информация представлена на слайде), мной были предложены решения проблемных вопросов, обозначены перспективы работы. Сегодня я готова представить итоги работы прежде всего команды Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

В сфере предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан и семьям с детьми.

Обеспечение реализации в полном объеме действующих мер социальной поддержки и социальной помощи, установленных действующим законодательством.

Обеспечено стабильное назначение и выплата 95 видов мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2018 году началось предоставление новых мер социальной поддержки:

ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ
«О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (федеральная выплата);

единовременной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 1 января 1993 года по 31 декабря 2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющим место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, приуроченной к началу объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия детства, 25-летию Конституции страны, провозгласившей автономный округ самостоятельным, равноправным субъектом Российской Федерации (региональная выплата, период осуществления выплаты –
с 1 января по 31 декабря 2018 года);

единовременной денежной выплаты на приобретение и установку оборудования для приема цифрового эфирного или спутникового телевидения в виде компенсации расходов на приобретение и установку оборудования для приема цифрового эфирного или спутникового телевидения (период осуществления выплаты с 1 сентября 2018 по 30 июня 2019).

Совершенствование условий предоставления мер социальной поддержки.

Подчеркну, что предоставление единовременной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, родившимся в Югре в период с 1 января 1993 года по 31 декабря 2017 года реализовано полностью в электронном виде, начиная от подачи заявления только через Единый портал государственных и муниципальных услуг до конечного результата услуги (направления гражданину уведомления в личный кабинет о принятом решении и предоставлении выплаты).

Деятельность в данном направлении будет продолжена, сейчас мы работаем:

над созданием условий для предоставления отдельных государственных услуг полностью в электронной форме в беззаявительном порядке. Что в дальнейшем позволит гражданину реализовать свое право на меры социальной поддержки с момента получения определенного статуса (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший кормильца);

над переходом по предоставлению пособий
при рождении детей преимущественно посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», так называемое «заявление на диване».

 

Расширение сферы применения адресного принципа предоставления мер социальной поддержки.

Сегодня пятая часть (19%, 18 из 95) мер социальной поддержки предоставляется с учетом критериев нуждаемости, в том числе:

15% (14 мер) МСП семьям с детьми;

4% (4 меры) МСП отдельным категориям граждан.

В 2017 году 82 210 гражданам меры социальной поддержки предоставлены с учетом критериев нуждаемости.

При этом, критерий нуждаемости «наличие низкого среднедушевого дохода» (ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе) применен с 1 января 2016 года к ежемесячному пособию по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет.

Всего 12 мер социальной поддержки предоставляются с учетом оценки уровня доходов граждан.

Кроме того, для отдельных действующих мер социальной поддержки, отнесенных к целевым группам получателей, имеющих конкретные потребности, установлены критерии нуждаемости, не связанные с уровнем доходов, такие как:

отсутствие трудовой занятости в связи с необходимостью ухода за ребенком раннего возраста;

преобладание в составе семьи несовершеннолетних иждивенцев;

возникновение единовременных потребностей, связанных с рождением ребенка;

устойчивое снижение физической активности в связи с преклонным возрастом;

устойчивая утрата функций организма;

медицинские показания;

потеря кормильца при исполнении им обязанностей военной службы (военных обязанностей) по призыву, по контракту.

Вместе с тем, Депсоцразвития Югры предпринимаются меры
по сохранению уровня социального обеспечения малообеспеченных граждан и других социально уязвимых категорий граждан, в том числе семей, имеющих детей-инвалидов, многодетных семей, детей, потерявших кормильца, пожилых людей, относящихся к труженикам тыла, реабилитированным лицам, ветеранам труда, ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ежегодно 10 мер социальной поддержки, помощи и иных выплат индексируются на 4 %).

В сфере оказания социальных услуг:

Обеспечение эффективного исполнения действующего законодательства в сфере социального обслуживания, направленного на повышение качества жизни населения.

Соблюдение принципа клиентоориентированности при предоставлении социальных услуг, основанного на определении индивидуальной потребности, исходя из наличия конкретных обстоятельств.

Повышение уровня качества предоставления и доступности социальных услуг, предоставляемых учреждениями государственного и негосударственного сектора.

В Югре социальные услуги оказывают 226 организаций, в том числе 53 государственных и 173 негосударственных организации. Каждый пятый житель Югры получает социальную помощь и услуги.

В целях предоставления социальных услуг с учетом индивидуальной потребности, исходя из наличия конкретных обстоятельств, для каждого гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая при необходимости корректируется.

Форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, сроки предоставления социальных услуг определяются с соблюдением принципа клиентоориентированности, с учетом степени утраты способности к самообслуживанию, передвижению, зависимости от посторонней помощи, наличие потребности в проведении реабилитации (абилитации).

Для повышения эффективности предоставления гражданам социальных услуг в 2017 году приняты поправки в региональные стандарты социального обслуживания, вступившие в силу с 01.01.2018:

конкретизировано описание социальных услуг;

уточнена периодичность их предоставления, в том числе увеличен объем предоставления социально-психологических, социально-педагогических услуг, необходимых во всех стадиях диагностического и реабилитационного процессов.

Ежегодно разрабатываются и корректируются порядка 40 тысяч индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

По данным мониторинга, проводимого Методическим центром развития социального обслуживания, уровень удовлетворенности граждан качеством социальных услуг составляет порядка 99%.

Кроме того, начиная с 2013 года, ежегодно проводится независимая оценка качества услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, в 2017 году впервые в отношении негосударственных поставщиков социальных услуг проведена независимая оценка качества.
В 2018 году такая практика продолжена, до конца 2018 года независимая оценка будет проведена в отношении 12 некоммерческих организаций и 14 индивидуальных предпринимателей.

А также в 2019 году предусмотрено внедрение стандарта открытости НКО.

Развитие технологий сопровождения инвалидов молодого возраста, внедрение технологии «тренировочная квартира».

Увеличение охвата граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, в том числе недееспособных, стационарозамещающими технологиями.

В целях развития форм оказания помощи гражданам и поддержки семей, осуществляющими уход за тяжелобольными родственниками без помощи социальных служб, внедряется технология тренировочных квартир.

Сегодня частично либо полностью оборудованы 4 тренировочных квартиры в городах Когалым, Лангепас, Нижневартовск, Сургут.

В пилотном режиме технология работает в городах Когалыме и Сургуте, в двух других начнет работать в 2019 году.

В связи с устойчивым спросом граждан, страдающих хроническими психическими заболеваниями, в стационарном социальном обслуживании в 2017 году реализованы мероприятия по увеличению числа койко-мест в психоневрологическом интернате, геронтопсихиатрическом отделении геронтологического центра на 60 единиц путем оптимизации размещения спальных мест с учетом соблюдения норматива площади жилых помещений.

В стационарных организациях автономного округа развернуты 1 147 койко-мест для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Проведенные мероприятия позволили в полном объеме удовлетворить потребность граждан в стационарном социальном обслуживании.

Кроме того, мы продолжаем развивать альтернативные формы ухода за гражданами пожилого возраста, включая и стационарзамещающие технологии, которые направлены на максимально возможное продление жизни пожилых людей и инвалидов в привычной домашней обстановке, поддержание их социального статуса, психологического и физического комфорта:

технология семейного ухода за гражданами старшего поколения «Приемная семья для пожилого гражданина» (в 2017 году организованы 52 семьи, за 9 месяцев 2018 года – 36 семей, в настоящее время 160 пожилых людей получают помощь в условиях обретенной семьи);

одинокие тяжелобольные граждане с прогрессирующим заболеванием в терминальной стадии развития обеспечиваются необходимым уходом в домашних условиях, при этом оплата услуг сиделки осуществляется за счет средств бюджета автономного округа посредством выдачи сертификата (в 2017 году сертификаты предоставлены 5 гражданам, за 9 месяцев 2018 года – 4 гражданам, в настоящее время 13 человек получают услуги сиделки);

патронажная помощь тяжелобольным по технологии «Хоспис на дому», включающей предоставление в домашних условиях ежедневного социально-медицинского и социально-бытового обслуживания, психологической помощи больным и семьям (в 2017 году помощь оказана 120 гражданам, за 9 месяцев 2018 года – 96 гражданам).

Неудовлетворенный спрос граждан в получении услуг с применением стационарозамещающих технологий отсутствует.

Развитие волонтерского движения по социальному сопровождению граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг.

На базе 22 организаций социального обслуживания реализуется региональный проект по организации геронтоволонтерского движения «Волонтеры серебряного возраста», объединяющий активных и инициативных граждан пожилого возраста, и направленный на активизацию их участия в оказании помощи и поддержки различным категориям граждан, расширению спектра занятости и самореализации.

В Югре создано и действует 21 добровольческое объединение «Волонтеры серебряного возраста», которое насчитывает более 450 волонтеров (в их числе и граждане с инвалидностью, 35 человек).

«Волонтеры серебряного возраста» оказывают помощь по четырем направлениям деятельности:

оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим тяжелые ограничения жизнедеятельности;

оказание помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей;

оказание помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

общественные помощники участковых уполномоченных полиции.

Внедрение программы «Волонтеры серебряного возраста» в сферу социального обслуживания способствовало переходу волонтерства на комплексный и системный уровень организации работы.

Численность граждан, получивших помощь волонтеров «серебряного возраста», ежегодно увеличивается (в 2016 г. – 1049 чел., в 2017 г. – 3032 чел., в 2018 г. - 3 385 человек).

Мы продолжим развивать геронтоволонтерское движение «Волонтеры серебряного возраста», в том числе путем реализации проектов «Бабушка на час», «Равный равному».

Создание эффективной системы поддержки негосударственных поставщиков социальных услуг.

Как уже было отмечено, сегодня в Реестре поставщиков социальных услуг Югры состоит 173 негосударственных и 53 государственных организации.

В 2017 году услугами негосударственных поставщиков социальных услуг воспользовались 5 660 человек, за 9 месяцев 2018 года – 6 680.

Система поддержки негосударственных поставщиков социальных услуг охватывает сразу несколько уровней, действует комплексно. Речь идет об информационной, методической, имущественной и финансовой поддержке.

На исполнение негосударственным организациям переданы
20 социальных услуг и функций, в том числе путем предоставления гражданам шести видов сертификатов на оплату услуг.

В Югре реализуются меры по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг, механизмов их государственной поддержки:

компенсация затрат поставщику социальных услуг за оказанные гражданам социальные услуги;

государственный заказ на оказание социальных услуг;

персонифицированное финансирование путем предоставления гражданам сертификатов на оплату услуг;

предоставление грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан общественным организациям и иным некоммерческим объединениям, СОНКО на конкурсной основе (с 01.01.2019 данные полномочия переданы Департаменту общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

С 2017 года система персонифицированного финансирования социальных услуг дополнена тремя сертификатами на оплату услуг:

по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы (услуги ночного пребывания), стоимостью 18 100 рублей за 60 дней обслуживания;

по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от насилия, стоимостью 18 400 рублей за 60 дней обслуживания;

на обеспечение техническими средствами реабилитации из средств регионального бюджета.

Объем рынка негосударственного социального обслуживания неуклонно увеличивается с учетом того, что у получателя социальных услуг есть право на выбор поставщика социальных услуг.

Объем финансирования, предусмотренного для обеспечения предоставления социальных услуг негосударственными поставщиками:

в 2016 году – 84,8 млн. рублей (1,7% от общего объема финансирования);

в 2017 году – 595,0 млн. рублей (11% от общего объема финансирования);

в 2018 году – 753,0 млн. рублей (15% от общего объема финансирования).

 

Кроме того, с 1 января 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется пилотный проект социальных инноваций в сфере социального обслуживания граждан (уберизация социальных услуг), в промышленную эксплуатацию проект будет переведен с 1 января 2020 года.

На сегодняшний день единая региональная государственная информационная система «Портал социальных услуг» создает условия для установления непосредственного контакта гражданина с поставщиками социальных услуг:

услуги службы «Социальное такси»;

услуги по обеспечению кратковременного присмотра за детьми;

услуги по уходу за тяжелобольными гражданами.

Планируется дальнейшее развитие проекта социальных инноваций «Уберизация»: дополнение портала услугами по поиску сурдопереводчика, добровольцев (волонтеров), помощника в организации приёмной семьи для пожилого гражданина.

Проект направлен на повышение качества и доступности социальных услуг в автономном округе путем предоставления возможности заказа услуг
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с правом выбора поставщика.

На 1 сентября 2018 года на портале зарегистрированы порядка полутора тысяч потенциальных получателей социальных услуг, более 80 поставщиков, планирующих оказывать социальные услуги с применением портала, заключенных действующих контрактов 300 (завершенных 26, на подписании 552).

В течение 2017 года Департамент неоднократно представлял опыт Югры по привлечению негосударственных поставщиков в сферу социального обслуживания населения автономного округа на мероприятиях общероссийского уровня (в том числе на Международном форуме «Оренбуржье – сердце Евразии», 2-3 ноября 2017 года, г. Оренбург; на X Всероссийской конференции «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», 15 декабря 2017 года, г. Москва).

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал победителем Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации в номинации «Обеспечение доступности услуг в социальной сфере» с управленческой практикой по привлечению негосударственных поставщиков в сферу социального обслуживания населения автономного округа.

Мы продолжим содействовать системному развитию негосударственных поставщиков социальных услуг, в том числе некоммерческих организаций.

В дальнейшем планируется предоставление поддержки некоммерческим организациям посредством федеральной государственной информационной системы ЕПГУ. В результате чего, 100% негосударственных поставщиков социальных услуг получат возможность подачи посредством портала ЕГПУ заявления на включение в Реестр поставщиков социальных услуг Югры, выплату компенсации за оказанные услуги.

В сфере опеки и попечительства:

Профилактика возвратов детей из замещающих семей.

В автономном округе сформирована система сопровождения замещающих родителей во взаимодействии органов опеки и попечительства и учреждений социального обслуживания населения, подведомственных Депсоцразвития Югры.

За первое полугодие 2018 года услуги по сопровождению оказаны 739 замещающим семьям.

Кроме того, учреждениями социального обслуживания населения дополнительно проводятся обучающие мероприятия с замещающими родителями, направленные на повышение их родительской компетенции.

В качестве дополнительной меры, обеспечивающей защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, проводится тестирование таких детей на комфортность их пребывания в замещающей семье. Ежегодно в тестировании принимают участие порядка 85% детей.

Нам удалось сохранить положительную динамику снижения количества возвратов детей из замещающих семей.

Справочно:

Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью в 2016 году – 30, в 2017 году – 18, в 2018 году – 18.

Обеспечение условий для развития усыновления как приоритетной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нам удалось сохранить стабильную ситуация по устройству детей в семьи усыновителей: в 2015 году усыновлены 87 детей, в 2016 – 88 детей, в 2017 году – 111 детей, в первом полугодии 2018 – 52 ребенка.

         Кроме того, имеется достаточное количество семей готовых усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей. По состоянию на 01.07.2018 на учете органов опеки и попечительства автономного округа состоят 226 таких семей.

В Югре также обеспечена гарантированная материальная поддержка граждан, усыновивших детей, оставшихся без попечения родителей.

Справочно:

На 01.07.2018 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в автономном округе, составила
7 910 детей (на 01.07.2017 – 7 845 детей), из них воспитываются в семьях граждан 7 857 детей, в том числе 2 493 усыновленных детей
(на 01.07.2017 – 7 788 детей, в том числе 2 475 усыновленных детей),
что составляет 99,3 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 01.07.2018 в 5 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 4 центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и Доме ребенка (г. Урай) воспитываются 35 детей (на 01.07.2017 – 53 ребенка).

Число воспитанников указанных организаций за отчетный период уменьшилось на 34 % в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.

Всего за отчетный период на воспитание в семьи граждан переданы
219 детей (за I полугодие 2017 года – 208 детей), оставшихся без попечения родителей, в том числе из организаций для детей-сирот, из них:

в семьи опекунов и попечителей – 175 детей (за I полугодие 2017 года – 185 детей);

в приемные семьи – 34 ребенка (за I полугодие 2017 года – 18 детей);

усыновлены – 10 детей (в I полугодие 2017 года – 3 ребенка).

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере опеки и попечительства, защиты прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан.

Опека и попечительство, защита прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сфере реализации бюджетной и кадровой политики.

В сфере реализации бюджетной политики в сфере социальной защиты населения.

Усовершенствована методика применения подушевого финансирования социальных услуг в отрасли, что позволило сформировать объективные количественные показатели государственных заданий на 2019 – 2021 годы для государственных организаций социального обслуживания с учетом эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Предварительный бюджетный эффект за 3 года составит 387,5 млн. руб., в том числе в 2019 году – 75,0 млн. руб., в 2020 – 2021 года – по 155 млн. рублей ежегодно.

В сфере реализации кадровой политики в системе социальной защиты населения.

С ноября 2017 года создана Комиссия по внедрению профессиональных стандартов в отрасли социальной защиты населения Югры, утверждены планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту. На 1 сентября 2018 года к работникам государственных учреждений применяются профессиональные стандарты; директора учреждений при проведении отбора на замещение вакантной должности учитывают квалификационные требования, предъявляемые к должности с учетом действующего трудового законодательства и профессионального стандарта по должности.

В связи с потребностью в профессиональных кадрах Департаментом внедрена в учреждениях социального обслуживания система наставничества, целью которой является ускорение процесса профессионального становления работников и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности по занимаемой должности.

За 5 с лишним лет реализации системы наставничества в организациях социального обслуживания укомплектовался профессиональный кадровый состав наставников. Так, в отрасли действуют 915 наставников.

Всего подготовлено наставляемых более полутора тысяч специалистов.

С момента внедрения наставничества в организациях социального обслуживания, подведомственных Депсоцразвития Югры, мы отмечаем положительные результаты:

удовлетворенность получателей социальных услуг;

количественная и качественная укомплектованность кадрового состава (на 97,8%);

повышение профессионального уровня работников (повысился на 7,2%);

снижение показателя текучести кадров (показатель составляет по отрасли 7%).

В настоящее время Департаментом ведется работа над формированием в отрасли пула лучших наставников.

С целью формирования квалифицированного кадрового состава учреждений, повышению профессионального уровня работников учреждений с 1 января 2018 года директора учреждения самостоятельно проводят аттестацию работников учреждений на подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности в соответствии с правовыми актами учреждений (до этого времени руководствовались постановлением Правительства автономного округа № 126-п «Об аттестации отдельных категорий работников учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры»).

Опубликовано: 08.11.2018        Обновлено: 08.11.2018 16:10