Размер:
Цвет:

Доклад на дискуссионную сессию «Роль социального предпринимательства в устойчивом развитии». Международная конференция SOCIAL INNOVATIONS #INFOCUS в Женеве (Швейцария),12.06.2018

Доклад на

дискуссионную сессию

«Роль социального предпринимательства

в устойчивом развитии»

(12 июня, 14.10 – 16.10)

 

Докладчик: Пономарева Тереза Анатольевна,

первый заместитель директора Департамента

социального развития Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

 

Социально предпринимательство в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Добрый день, уважаемые эксперты и участники форума.

В наше время почти во всех уголках Земли устойчиво прижилась формула, согласно которой любой успешный бизнес должен иметь свой социальный ракурс, нести социальную ответственность. Однако тенденции последних лет позволили развить эту формулу еще дальше. Мы видим, что бизнес, который не просто осознает свою социальную ответственность как некий дополнительный фактор, а изначально строится и развивается по модели социального предпринимательства, становится драйвером инноваций и экономического роста во всем мире. Будь то задачи по преодолению цифрового неравенства, обеспечению доступа к чистой воде и возобновляемым источникам энергии или объединение волонтеров и работа с особенными детьми – повсеместно социальное предпринимательство генерирует такие передовые технологии и нестандартные решения, которые не только меняют качество жизни людей, но и закладывают опережающую платформу устойчивого экономического роста.

Не случайно в одобренной государствами-членами ООН в сентябре 2015 года Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года более 2/3 из 17 приоритетных для человечества целей связаны с решением именно гуманитарных задач. Мы внимательно следим за международной повесткой и наша фаза активного роста социального предпринимательства во много совпадает с этими целями и сроками. Коротко расскажу о нашем во много опережающем опыте, который позволил нам стартовать с развитием социального предпринимательства одними из первых в России и достичь впечатляющих результатов за довольно короткий период времени.

Все начинается и идет от инициативы людей, «зеленого» света для реализации их идей и смелых начинаний. Работая с «добровольцами-инициаторами», мы имеем дело, по сути, с краудсорсингом в разных его проявлениях. Люди предлагают инновации, улучшения, способные «толкнуть» отрасль вперед, дать колоссальный экономический эффект. Важно создать условия, при которых идеи и предложения «инициативщиков» будут услышаны, осмыслены и реализованы.

Приведу пример. С 2013 года у нас работает губернаторский общественный совет, контролирующий реализацию Стратегии-2030. На одном из первых заседаний добровольцы из Сургута предложили в условиях неблагоприятной на тот момент экономической ситуации привлекать к оказанию государственных и муниципальных услуг некоммерческие организации. Мы в Югре открыли такие возможности, создали актуальную нормативно-правовую базу. С 2015 года по поручению Президента России над передачей услуг некоммерческому сектору работает вся страна. Мы же, начав раньше, подошли к этому рубежу с уже сформированной базой и, оттолкнувшись от нее, продолжили уверенный рост.

С 2015 по 1 января 2018 года число негосударственных поставщиков социальных услуг в Югре выросло в 8,4 раза (с 16 негосударственных поставщиков в 2015 году до 135 в 2017 году) и составило 71,8 % от общего количества организаций, действующих в данной сфере, что говорит о реальном развитии конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения.

По итогам прошлого года мы передали негосударственным поставщикам 10% средств бюджета, выделяемых на предоставление социальных услуг. Это более 2 миллиардов 300 миллионов рублей и почти полсотни видов услуг, количество которых в текущем году увеличивается.

Социально-экономический эффект от такой работы наглядно виден на примере дошкольного образования. В 2010 году очередь в детские сады в Югре достигала 60 тысяч человек, более трети от всех дошкольников. Это проблема копилась годами и не находила решения обычными средствами. Сработало государственно-частное партнерство, расширение негосударственного сектора, строительство так называемых билдинг-садов. В результате в Югре была полностью ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3-х лет, больше половины муниципалитетов закрыли её и для детей от 1,5 лет. Благодаря развитию негосударственного сектора только по детским садам экономия бюджетных средств уже составила более миллиарда рублей. В дополнение к этому, около 100 миллионов ежегодно составляет экономия муниципалитетов на содержании такого имущества. Таким образом, был не просто решен вопрос нехватки мест в детских садах, на выходе мы получили качественно новую образовательную среду, высвободили значительные бюджетные средства.

Одновременно развитие социального предпринимательства двигает социальную отрасль в целом. Наличие элементов рынка социальных услуг с точки зрения спроса обязывает социальные службы правильно формировать предложение социальных услуг, улучшать кадровые и материально-технические возможности, пересматривать стиль взаимоотношений с гражданами, что в итоге приводит к улучшению качества социального обслуживания как в бюджетном, так и частном секторе.

Поддержка социального предпринимательства – один из приоритетов работы Правительства Югры, закрепленный и лично контролируемый губернатором Натальей Комаровой. Благодаря этому нам удалось выстроить эффективную систему поддержки некоммерческих проектов, которая охватывает сразу несколько уровней, действует комплексно. Речь идет об информационной, методической, имущественной и финансовой поддержке.

Остановлюсь на финансовой поддержке более подробно. Объём финансирования, предусмотренного для обеспечения предоставления социальных услуг негосударственными поставщиками в 2017 году составил 595,0 млн. рублей (11% от общего объема финансирования), тогда как годом ранее (в 2016 году) эта сумма составляла 84,8 млн. рублей (1,7%).

В Югре негосударственные поставщиков социальных услуг могут рассчитывать на: компенсацию затрат поставщику за оказанные гражданам социальные услуги; государственный заказ; субсидии на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите; персонифицированное финансирование (предоставление гражданам сертификатов на оплату услуг).

Мы стали одними из российских первопроходцев системы сертификатов на социальное обслуживание. Когда получатель социальной услуги сам, можно сказать, голосует бюджетным рублем за отбор лучшего поставщика. В автономном округе реализуется пять видов сертификатов: с 2012 года по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами; с 2013 года по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан; с 2015 года по постоянному постороннему уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами в условиях частных пансионатов «резиденции для пожилых»; с 2017 года по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от насилия. Прежде всего, женщинам – жертвам внутрисемейных конфликтов и насилия со стороны мужчин. Последняя тема особенно актуальна в современной глобальной повестке. Мы отмечаем множество инициатив и общественных движений, которые рождаются в различных уголках мира и призваны навсегда оградить женщин от гендерной дискриминации, любых форм домогательств и предвзятого отношения, искусственной «виктимизации» жертв насилия. Югра в этом смысле не отстает от международной повестки.

Еще одно новшество по итогам 2017 года - сертификаты на обеспечение техническими средствами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя работу системы сертификатов, мы выявили для себя несколько очевидных плюсов.

Первое. Сертификаты максимально расширяют потребительский выбор, одновременно сохраняя и стимулируя целевой спрос на услугу, а также обеспечивая необходимое заказчику качество услуги. Технология дает гражданину свободу в выборе того поставщика, у которого получать услугу ему удобнее и выгоднее.

Второе. Система сертификатов создает экономические условия для того, чтобы поставщики повышали качество и доступность своих услуг, так как им приходится конкурировать между собой за потребителей, стремясь привлечь их как можно больше.

Третье. Данная технология минимизирует коррупционные риски, поскольку решение о том, какому поставщику достанутся бюджетные деньги, принимает не орган государственной власти, а сам потребитель.

Благодаря системе сертификатов, нам удалось существенно расширить пул негосударственных организаций – поставщиков социальных услуг. Если в 2016 году таких было 29, то в прошлом – уже 98. Если в 2016 году негосударственными поставщиками социальных услуг были охвачены 1252 человека, то по итогам 2017 года – 5660.

Мы нацелены на дальнейший рост данной сферы. При этом необходимо учитывать тенденцию увеличения численности населения старше трудоспособного возраста, что существенно влияет на рост потребности в социальных услугах. Также значительную роль в наших прогнозах играет модернизация системы социального обслуживания населения, внедрение цифровых технологий.

Принципиальной позицией Правительства Югры является не только сохранение доли расходов бюджета на развитие человеческого капитала, но и формирование новых экономических моделей, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту, развитию человеческого потенциала.

Поэтому новым импульсом развития негосударственного сектора стал внедренный с 1 января 2018 года проект социальных инноваций в сфере социального обслуживания граждан, так называемая «Уберизация» социальных услуг. Речь идет о создании единой региональной государственной информационной системы «Портал социальных услуг» (пока для трех тестовых услуг, с дальнейшим расширением). Портал позволяет сделать социальные услуги доступными буквально по одному «клику», заказывать их через Интернет, как миллионы людей по всему миру заказывают себе сейчас такси через «Убер» (выбирая лучшую цену и лучшего водителя). Кстати, сейчас через наш портал югорчане могут заказать себе социальное такси, сиделку, няню для ребенка. Договоры заключаются на портале. А регистрация на портале государственных услуг подтверждает личность как поставщика, так и получателя услуг. На очереди другие услуги, вплоть до вызова виртуального сурдопереводчика для людей с нарушениями слуха. Перспективы – огромны, и мы намерены работать над тем, чтобы максимально их раскрыть.

Подводя итог отмечу, сегодня главными условиями стабилизации экономики страны и мира являются ускорение темпов социального прогресса, включение инновационных ресурсов регулирования социальной сферы, в том числе и средствами социальной работы, направленной на удовлетворение насущных потребностей населения. А, следовательно, вопрос развития предпринимательской деятельности в социальной сфере является первоочередным. Достичь поставленных целей в решении социальных проблем возможно только объединив усилия государства и социального бизнеса. Благодарю вас за внимание и надеюсь, что наш опыт окажется полезным в этом смысле. Мы открыты для сотрудничества с каждым из вас.       

Опубликовано: 02.07.2018        Обновлено: 04.07.2018 14:55