Размер:
Цвет:

Информация для НПСУ по вопросам применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения, в том числе посредством заключения концессионных соглашений

Информация

для негосударственных поставщиков социальных услуг по вопросам применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения, в том числе посредством заключения концессионных соглашений

(2020 год)

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – это инструмент развития общественной инфраструктуры с привлечением внебюджетных источников.

Цель ГЧП – привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В настоящее время в Российской Федерации и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре активно развивается государственно-частное партнерство в различных отраслях экономики и в социальной сфере.


* – ВОО: строительство-управление-владение

* – ВОТ: строительство, управление, передача

* – DBFM: проектирование-строительство –финансирование-эксплуатация

Рис. 1. Формы государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство посредством заключения концессионных соглашений регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. С данными документами можно ознакомиться на сайте Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Депэкономики Югры)

https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/investitsionnaya-deyatelnost/.

Отличительными признаками концессии, как инструмента привлечения инвестиций в инфраструктуру является:

договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;

объекты концессии – федеральная, региональная или муниципальная собственность;

возможность платежей концессионера государству за владение и пользование объектом (Концессионная плата) или структурирование концессионных сделок с платой концедента;

финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании реконструкции объекта концессии;

передача частному партнеру только прав владения и пользования, с сохранением права собственности за публичным партнером;

гарантии прав концессионера, обеспечиваемые со стороны государства.

Участники концессионного соглашения


Рис. 2. Участники концессионного соглашения

Концессионное соглашение – это форма договора, на основании которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и пр.) (далее - объект концессионного соглашения). При заключении концессионного соглашения право собственности на имущество не переходит к другой стороне (концессионеру). Концессионер на период действия концессионного соглашения имеет право осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Преимущества концессионных соглашений по сравнению с другими механизмами инвестиционных проектов

Блок-схема: альтернативный процесс: Государственно-частное партнерство
Блок-схема: альтернативный процесс: Создание / реконструирование объекта за счет бюджетного финансирование

Пятиугольник: Объект находится в собственности государства
Пятиугольник: Объект находится в собственности государства
Скругленный прямоугольник: Преимущества


Пятиугольник: Контроль за созданием /реконструкцией осуществляет государствоПятиугольник: Контроль за созданием /реконструкцией осуществляет государство                                                                                          

Пятиугольник: Экономия бюджетных средств
Пятиугольник: Повышение инвестиций и социальной привлекательности региона
Пятиугольник: Эффективная реализация задач государства
Пятиугольник: Объект находится во временном собственности Концессионера (риск банкротства)
Скругленный прямоугольник: Недостатки
Пятиугольник: Нагрузка на бюджет, увеличение дефицита бюджета


Пятиугольник: Риск неконтролируемого роста тарифовПятиугольник: Риск неэффективного управления объектом                                                                                         

Рис. 3. Преимущества и недостатки концессионных соглашений

В социальной сфере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наибольше количество концессий реализуется в таких отраслях как: здравоохранение, образование, культуры и спорт. В настоящее время это одни из наиболее перспективных сфер для заключения концессионных соглашений. Также данные отрасли характеризуется большим износом основных фондов. Таким образом, с применением ГЧП решаются две основные задачи – реконструируются / создаются новые объекты социальной сферы и снижается нагрузка на бюджет автономного округа

Одним из примеров использования механизма использования концессионной модели в социальной инфраструктуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является строительство и эксплуатация детских садов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, объектов культуры и спорта.

Схема реализации концессии


                                                                      Блок-схема: альтернативный процесс: ПОТРЕБИТЕЛИ (получатели услуг, которые концессионер оказывает с использованием объектаБлок-схема: альтернативный процесс: ОБЪЕКТ КОНЦЕССИИ (объекты, коммерческая эксплуатация которых позволяет обеспечить возврат инвестиций)                  


Рис. 4. Схема реализации концессии

При заключении концессионного соглашения в отношении объектов социальной инфраструктуры (в частности объектов отрасли социального облуживания), подведомственных Депсоцразвития Югры, Концедентом будет выступать Депсоцразвития Югры, уполномоченный орган субъекта автономного округа. Объектами концессионного соглашения в данном случае будут являться объекты социального обслуживания граждан (здания, инженерные сети и пр.)

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создана комплексная инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности и развития предпринимательства. С целью информационного сопровождения инвесторов создан официальный сайт: http://investugra.ru/.

Так же, приказом Депсоцразвития Югры от 16 декабря 2010 года № 229-оз «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержден перечень объектов (помещений), находящихся в оперативном управлении у учреждений социального обслуживания, подведомственных Депсоцразвития Югры, в отношении которых возможно заключение договоров аренды, соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений (приложение к письму).



Приложение к информации

Перечень

объектов (помещений), находящихся в оперативном управлении у учреждений социального обслуживания, подведомственных

Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в отношении которых возможно заключение

договоров аренды, соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений

№ п/п

Учреждение, в оперативном управлении

которого находится объект

Вид (наименование

имущества), целевое

назначение

Характеристика имущества,

позволяющая его

индивидуализировать

Местонахождение

имущества

1.

Бюджетное учреждение Ханты-

Мансийского округа - Югры

«Мегионский комплексный центр

социального обслуживания населения»

Жилой дом (круглогодичное

проживание граждан

пожилого возраста и инвалидов, «Резиденция для пожилых»)

Одноэтажное деревянное

здание, 1981 года постройки.

Общая площадь 245,5 м2

Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Ленина, д. 63, корпус № 2

Нежилое здание

(консультативное отделение,

отделение дневного

пребывания несовершеннолетних)

Одноэтажное деревянное

здание, 1981 года постройки.

Общая площадь 310,1 м2

Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Ленина, д. 63, корпус №3

Помещения, расположенные

на 1 и 2 этажах здания

(отделение дневного пребывания несовершеннолетних)

Двухэтажное, деревянное

здание, 1984 года постройки.

Общая площадь 320,4 м2

Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Ленина, д. 63, корпус № 5

Жилые помещения, расположенные на 1 и 2

надземных этажах здания

для предоставления социальных услуг

Трехэтажное кирпичное здание, 1999 года постройки.

Общая площадь 206,5 м2

Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра, г. Мегион, пгт. Высокий, ул. Строителей, д. 24, литера А

2.

Бюджетное учреждение Ханты-

Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский районный комплексный центр социального обслуживания населения»

Нежилое здание

(Комплексный центр

социального обслуживания

населения)

Двухэтажное кирпичное

здание, 1982 года постройки.

Общая площадь 986,8 м2

Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра, Нефтеюганский район,

гп. Пойковский, 3

микрорайон, д. 47

3.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Советский комплексный центр социального обслуживания населения

Жилой дом (круглогодичное

проживание граждан

пожилого возраста и инвалидов, «Резиденция для пожилых»)

Одноэтажное арболитовое

здание, 1987 года постройки.

Общая площадь 451,6 м2

Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра, г. Советский, ул. Ленина, д. 56

4.

Бюджетное учреждение Ханты-

Мансийского автономного округа – Югры «Югорский комплексный центр социального обслуживания населения»

Жилой дом (круглогодичное

проживание граждан пожилого возраста и инвалидов, «Резиденция для пожилых»)

Одноэтажное капитальное

здание, 1999 года постройки.

Общая площадь 229,3 м2

Ханты-Мансийский

Автономный округ - Югра,

г. Югорск, ул. Лии Карастояновой, Д. 2

 

Опубликовано: 22.05.2020        Обновлено: 22.05.2020 11:29