Размер:
Цвет:

Отчет о развитии конкуренции за 2018 год

Отчет о состоянии и развитии конкурентной среды на рынке товаров и услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части компетенции Депсоцразвития Югры

Раздел «Характеристика состояния конкуренции на рынках, включенных в перечень, а также анализ факторов, ограничивающих конкуренцию»

Предоставление социальных услуг традиционно оказывали государственные учреждения (организации). Конкурентная среда в сфере услуг социального обслуживания населения характеризовалась доминированием услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Депсоцразвития Югры.

С 2015 года рынок социального обслуживания населения стал открытым для негосударственного сектора. С целью повышения эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов обеспечена возможность вовлечения к предоставлению социальных услуг юридических и физических лиц, независимо от форм собственности.

По результатам проведения мониторинга содержания и качества социальных услуг опрос субъектов предпринимательской деятельности (поставщиков социальных услуг) показал, что в 2015 году большинство респондентов (57%) оценивают уровень удовлетворенности качеством конкурентной среды как «средний», высокий уровень конкуренции – 29%, низкий уровень – 14%.

В целях развития конкурентной среды на рынке услуг социального обслуживания населения в 2018 году:

издано постановление Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.03.2018 № 55-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в части внесения изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 31 октября 2014 года № 395-п «О Порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (в части компенсации за срочные социальные услуги);

актуализирован Отраслевой (ведомственный) план мероприятий по обеспечению доступа негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, социальных предпринимателей (далее – СОНКО) к предоставлению услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания на 2016-2020 годы (приказ от 09.04.2018 № 397-р «О внесении изменений в приказ Депсоцразвития Югры от 29.07.2016 № 500-р);

актуализирован разработанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096
«Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» перечень социальных услуг и функций, передаваемых на исполнение негосударственным социально ориентированным некоммерческим организациям, социальным предпринимателям (приказ Депсоцразвития Югры от 24.05.2018 № 538-р), который в период с 2015-2018 годов увеличился на 14 направлений (с 7 до 21 функции и услуги);

разработаны стандарты предоставления услуг, в том числе предаваемых на исполнение негосударственным организациям. Стандарты социальных услуг включают описание социальной услуги, ее объем, сроки предоставления, показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги (постановление Правительства автономного округа от 06.09.2014 № 326-п, в 2017 году региональные стандарты скорректированы, утверждено постановление Правительства автономного округа от 29.09.2017 № 368-п);

разработаны подушевые нормативы финансирования социальных услуг, в соответствии с утвержденными стандартами оказания социальных услуг (постановление Правительства автономного округа от 19.06.2015
№ 172-п);

ведется реестр поставщиков социальных услуг, который включает, в том числе негосударственные организации. Реестр размещен сети «Интернет» (http://socuslugi-ugra.ru);

внесено изменение в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2017 № 123-п
«О сертификатах на приобретение технических средств реабилитации и оплату услуг по их ремонту для предоставления отдельным категориям инвалидов»; необходимость внесения изменений была обусловлена в части систематизации количества и стоимости отдельных ТСР
(в разрезе совместимости с системами кохлеарной имплантации), а также приведением их наименований в соответствие с Национальным стандартом Российской Федерации (в ред. от 16.03.2018 № 70-п).

внесены изменения в Положение о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в п.6 пп. 6.55.15 в части обеспечения при реализации своих полномочий приоритета целей и задач по развитию конкуренции на рынке социального обслуживания населения) (постановление Правительства автономного округа от 10.08.2018 № 253-п);

утвержден Порядок работы по осуществлению оценки качества оказания общественно полезных услуг и выдачи заключения о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям (утвержден распоряжением заместителя Губернатора от 22.05.2018 № 244-р).

Кроме этого на официальном сайте Депсоцразвития Югры создан и актуализируется раздел «В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг», содержащий полный спектр информации о мерах поддержки негосударственных организаций, порядке их предоставления, методические материалы, перечень социальных услуг и функций, передаваемых на исполнение негосударственным СОНКО, социальным предпринимателям в Югре.

Информационно-консультационное и методическое сопровождение поставщиков социальных услуг, в том числе потенциальных, осуществляется управлениями социальной защиты населения – структурными подразделениями Депсоцразвития Югры во всех муниципальных образованиях автономного округа.

Поэтапное увеличение доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление населению услуг на рынке социального обслуживания, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, доступность и качество оказываемых услуг в социальной сфере.

Значительное внимание уделяется развитию социального предпринимательства, как механизма, который позволит учитывать запросы самых разных, прежде всего, незащищенных групп населения в социальных услугах.

В Югре реализуются меры по обеспечению доступа негосударственных поставщиков к предоставлению услуг, механизмов их государственной поддержки.

Во-первых, это компенсация затрат поставщику за оказанные гражданам социальные услуги. Так, с 2017 года реализован электронный сервис на ЕПГУ, что позволило упростить механизм подачи отчета за оказанные услуги для поставщиков услуг.

Во-вторых, государственный заказ на предоставление социальных услуг на дому, услуг службы «Социальное такси», оказание срочных социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (обеспечение набором продуктов и предметами первой необходимости).

Третье направление - субсидии на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан.

Социально ориентированным некоммерческим организациям автономного округа на конкурсной основе предоставляются гранты в форме субсидий на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан, а также на организацию службы «визуальная информационная поддержка для глухих и слабослышащих граждан».

В 2018 году 22 общественным организациям и иным некоммерческим объединениям предоставлены гранты в форме субсидий в общей сумме 8,3 млн. рублей на реализацию 30 проектов (в 2017 году
21 общественная организация получила 26 субсидий на общую сумму
8,2 млн. рублей).

Четвертая мера финансовой поддержки – персонифицированное финансирование – предоставление гражданам сертификатов на оплату услуг.

Технология предоставления сертификатов обладает рядом уникальных преимуществ:

максимально расширяет потребительский выбор, одновременно сохраняя и стимулируя целевой спрос на услугу, а также обеспечивая необходимое заказчику качество услуги;

создает экономические условия для того, чтобы поставщики повышали качество и доступность своих услуг, так как им приходится конкурировать между собой за потребителей, стремясь привлечь их как можно больше;

минимизирует коррупционные риски, поскольку решение о том, к какому поставщику достанутся бюджетные деньги, принимает не орган государственной власти, а сам потребитель.

Бюджетные средства сначала в виде сертификата направляются потребителю, а уже через него – выбранному им поставщику услуг.

В Югре реализуется шесть видов сертификатов на оплату социальных услуг:

по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами. Услуги сиделки одиноким гражданам, находящимся в терминальной стадии заболевания, предоставляются с 2012 года. Здесь мы видим использование потенциала самозанятых граждан (ежегодно реализуется 25 сертификатов, стоимость одного сертификата составляет - 30 555 рублей);

по постоянному постороннему уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами в условиях частных пансионатов
(стоимость одного сертификата составляет - 30 555 рублей, ежемесячно, реализуются 25 сертификатов одновременно (г. Мегион – 6, г. Югорск – 8, г. Советский – 11).

по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан (ежегодно реализуется 40 сертификатов, стоимость одного сертификата составляет - 55 000 рублей).

с 2017 года дополнительно:

по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы (услуги ночного пребывания), ежегодно реализуется 50 сертификатов стоимостью 18 100 рублей за 60 дней обслуживания;

по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от насилия, ежегодно реализуется 50 сертификатов стоимостью 18 400 рублей за 60 дней обслуживания;

по приобретению технических средств реабилитации и оплата услуг по их ремонту (постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2017 № 123-п «О сертификатах на приобретение технических средств реабилитации и оплату услуг по их ремонту для предоставления отдельным категориям инвалидов»).

В автономном округе обеспечение сертификатами на приобретение технических средств реабилитации организовано с 01.04.2017. Данный механизм закреплен в региональном законе «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Порядок обеспечения сертификатами утвержден Правительством автономного округа.

В 2018 году по заявлению 995 инвалидов произведена оплата 2449 сертификатов на общую сумму 39 млн. 475 тыс. рублей (в 2017 году по заявлению 785 инвалидов произведена оплата на общую сумму 23 656,3 тыс. рублей).

Новый механизм обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) позволил кратно сократить срок предоставления государственной услуги, предоставил инвалиду право выбора поставщика.

Объем рынка негосударственного социального обслуживания неуклонно увеличивается с учетом того, что у получателя социальных услуг есть право на выбор поставщика социальных услуг.

Динамика количества хозяйствующих субъектов в сфере социального обслуживания населения за период 2014-2018 годы

По состоянию на 1 декабря 2018 года рынок социальных услуг в автономном округе представлен следующими хозяйствующими субъектами отрасли:

53 государственными учреждениями социального обслуживания (по данным Реестра);

175 негосударственной организацией, состоящей в Реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Реестр), из них: 75 –социально-ориентированные некоммерческие организации (далее – СО НКО), 100 – субъекты малого предпринимательства (далее – СМП), из них 65 – индивидуальные предприниматели (по данным Реестра);

Таким образом, на отчетную дату в Реестре зарегистрированы 228 хозяйствующих субъекта.

Фактически оказывают социальные услуги в автономном округе 172 организации: 119 негосударственных поставщиков, 53 государственных организации.

Доля негосударственных поставщиков социальных услуг от общего количества учреждений всех форм собственности, оказывающих социальные услуги в автономном округе на отчетную дату, составляет 69,19 % (приложение 1).

Информация о количестве негосударственных поставщиков по организационно-правовым формам представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количество негосударственных поставщиков,

состоящие в реестре поставщиков и оказывающие социальные услуги

№ п/п

Организационно-правовая форма

Количество негосударственных поставщиков по календарным периодам

2014

2015

2016

2017

по состоянию на 01.12.2018

1                   

Некоммерческие организации, в т.ч.

СО НКО

0

8 (57,1%)

16

(35,5%)

30

(33,7%)

39

(32,8%)

2                   

Субъекты малого предпринимательства, состоящие в Реестре/ не состоящие в Реестре

0

6/ 0

(42,9 %)

29 / 0

(64,5 %)

59 / 4

(66,3 %)

80 / 1

(67,2%)

ИТОГО

0

14

(100%)

45

(100%)

89

(100%)

119

(100%)

В соответствии с таблицей 1 среди негосударственных поставщиков преобладает организационно-правовая форма - СО НКО (при этом за период 2015-2018 годов наблюдается снижение удельного веса СО НКО к общему числу негосударственных поставщиков на рынке социальных услуг (с 57,1% до 32,8%), при этом наблюдается рост числа субъектов малого предпринимательства (с 42,9 % до 67,2 %).

Информация о количестве негосударственных поставщиков, предоставляющих социальные услуги в разрезе видов населенных пунктов, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Количестве негосударственных поставщиков, предоставляющих социальные услуги в разрезе видов населенных пунктов

№ п/п

Вид населенного пункта в которых предоставляются социальные услуги негосударственными поставщиками

Количество негосударственных поставщиков по календарным периодам

2014

2015

2016

2017

2018

1

Всего негосударственных поставщиков, предоставляющих социальные услуги:

0

14

45

89

119

1.1

в городских округах

-

13

(92,85%)

28

(62,22%)

53

(59,55%)

68

(57,14)

1.2

в сельских поселениях (поселках)

-

1

(7,15%)

17

(37,78%)

36

(40,45%)

51

(42,86 %)

Анализ данных таблицы 2 показывает увеличение количества негосударственных поставщиков, оказывающих социальные услуги в сельских поселениях в период 2015-2018 годов (с 7,15 % до 42,86 %).

Данный фактор свидетельствует о том, что на рынке социального обслуживания развивается конкуренция и обеспечивается доступность социальных услуг в различных населенных пунктах.

Количественный анализ хозяйствующих субъектов в сфере социального обслуживания населения в разрезе 22 муниципальных образований и динамика негосударственного сектора в общем объеме учреждений всех форм собственности, оказывающих социальные услуги: 2015 год – 20,0 %; 2016 год – 45,46 %; 2017 год – 62,68 %; 2018 – 69,19 %.

Рост количества негосударственных организаций в период 2015-2018 годов составил 49,19% (приложение 1).

Таким образом, проведенный анализ хозяйствующих субъектов отрасли характеризуется повышением доли негосударственного сектора в социальном обслуживании автономного округа, свидетельствующий о грамотной политики округа в части привлечения негосударственного сектора в социальную сферу.

Кроме этого, новым импульсом развития негосударственного сектора в 2018 году является инновационный проект в сфере социального обслуживания - «Уберизация» социальных услуг. В Югре создана единая информационная система «Портал социальных услуг» (далее – Портал).
С помощью Портала  жители Югры могут заказать себе социальное такси, сиделку, няню для ребенка, услуги по сурдопереводу, помощь волонтеров; поиск помощника для организации приёмной семьи для пожилого гражданина. Договоры заключаются на Портале. Регистрация на Портале государственных услуг подтверждает личность как поставщика, так и получателя услуг. На сегодняшний день на Портале зарегистрированы более 2 000 пользователей, 117 поставщиков, из которых более 60 % составляют социальные предприниматели, заключено более 400 контрактов на общую сумму  420 тыс. руб.

Данный проект внедрен на период с 01.01.2018 по 31.12.2019.

В случае эффективности пилотного проекта, он будет переведен
с 01.01.2020 в промышленную эксплуатацию.

Раздел «Данные мониторинга наличия административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, а также мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации»

Анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров

Сформированная региональная нормативная правовая база в сфере социального обслуживания населения создала условия для обеспечения доступа негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг.

Депсоцразвития Югры проведен анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет наличия барьеров для участия негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций
(далее – СО НКО), в предоставлении социальных услуг.

В результате проведенного анализа барьеры, ограничения для участия СО НКО, социальных предпринимателей в сфере социального обслуживания населения автономного округа не выявлены.

В 2018 году территориальными управлениями социальной защиты населения Депсоцразвития Югры проведены 18 круглых столов
с 120 представителями 92 негосударственных организаций, социальных предпринимателей, на которых проведен анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики по допуску СО НКО
к предоставлению социальных услуг.

По итогам заседаний все участники сделали выводы об отсутствии барьеров, ограничений для участия СО НКО, социальных предпринимателей в предоставлении социальных услуг.

По итогам проведенной оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности внесены изменения в приказ от 19 ноября 2014 года № 20-нп «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, а также обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части исключения из перечня документов, предоставляемых негосударственным поставщиком социальных услуг для включения в реестр сведений об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

В период с 2014 по 2018 годы документов, представляемых для включения в Реестр, уменьшилось с 9 (2014 год) до 3 (2018 год).

Таким образом, процедура включения негосударственных поставщиков социальных услуг в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Реестр) максимально упрощена, что позволило снять значительные ограничения для доступа негосударственных организаций на рынок социальных услуг.

Благодаря этому число негосударственных организаций на рынке социального обслуживания Югры стало беспрецедентно высоким
в сравнении с другими регионами.

175 негосударственной организацией, состоящей в Реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Реестр), из них: 75 –социально-ориентированные некоммерческие организации (далее – СО НКО), 100 – субъекты малого предпринимательства (далее – СМП), из них 65 – индивидуальные предприниматели (по данным Реестра).

С 2015 года количество негосударственных поставщиков социальных услуг выросло в 10,9 раз (с 16 негосударственных поставщиков в 2015 году до 175 в 2018 году) и составляет 76,7 % от общего количества организаций, действующих в данной сфере, что свидетельствует о реальном развитии конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;

Департаментом общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе проведенных опросов субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ, услуг, экспертов в 2018 году.

При оценке субъектами бизнеса, оказывающими социальные услуги, деятельности органов власти, как основного института, формирующего административные барьеры давление со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса на рынке социальных услуг или входу на рынок новых участников, ограничений органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий не выявлено.

Дискриминации и предоставление преференций отдельным участникам на заведомо неравных условиях из числа опрошенных также не выявлено.

36,4 процентов опрошенных, отмечают, что органы власти помогают бизнесу своими действиями. О том, что органы власти ничего не предпринимают для бизнеса не высказалось ни одного субъекта предпринимательства.

О том, что органы власти в чём-то помогают, в чём-то мешают, высказалось 36,4 процента опрошенных.

Помимо этого субъекты малого бизнеса отметили, что административные барьеры в сфере социальных услуг в течение последних 3-х лет были полностью устранены.

18,2 процента, опрошенных отметили, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше.

Мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации в которых составляет
50 и более процентов (приложение 2).

По результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынке услуг социального обслуживания:

23,2 % организаций являются государственными (2017 – 29,1 %)
(53 бюджетных учреждения, подведомственных Депсоцразвития Югры);

43,8% хозяйствующих субъектов частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей (2017 – 47,8 %).

Объем реализованных товаров (работ и услуг) государственных учреждений в 2018 году составил 299 273 чел.

Отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2018 год 124 803,74 тыс. руб.

Выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) за 2018 год составит 32 532,46 тыс. рублей (оказание платных услуг населению).

Информация и проводимых (планируемых) мероприятиях по сокращению доли участия автономного округа в государственных организациях.

С 2018 года проводятся мероприятия по реорганизации
12 государственных учреждений (распоряжение Правительства автономного округа – Югры от 21.09.2018 № 480-рп «О реорганизации некоторых государственных учреждений»).

Сохранение и частичное перепрофилирование имеющихся отделений учреждений позволит сохранить перечень услуг, оказываемых ранее, и расширить перечень услуг за счет внедрения новых программ, методик и технологий.

В результате проводимых мероприятий в период 2018-2019 годов действующая сеть государственных учреждений социального обслуживания сократится на 7 единиц и составит 46 учреждений социального обслуживания.

Удовлетворенность потребителей качеством, ценой социальных услуг и возможностью выбора товаров и услуг.

Ежеквартально Депсоцразвития Югры проводится мониторинг удовлетворенности граждан качеством и доступностью социальных услуг. В результате реализации единой государственной политики по оказанию услуг в сфере социального развития в IV квартале 2018 года сохранился высокий уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью социальных услуг, равный 99,8%.

Мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности получателей услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынке социального обслуживания и деятельности по содействию развитию конкуренции проводится ежегодно в рамках мониторинга содержания и качества социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг. В 2017 году удовлетворенность поставщика социальных услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе составила 82,97%.

Жалобы со стороны потребителей по наличию административных барьеров, об оценке состояния конкурентной среды, удовлетворенности потребителей качеством в отчетном периоде, отсутствуют

В результате проведенного анализа барьеры, ограничения для участия СОНКО в предоставлении социальных услуг населению автономного округа не установлены.

Департаментом общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе проведенных опросов субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ, услуг, экспертов в 2018 году.

По результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг автономного округа на основе проведенных опросов субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ, услуг, экспертов, проведенного Департаментом общественных и внешних связей автономного округа в 2018 году:

удовлетворены качеством услуг социального обслуживания –44,4 % (2017 год - 53,9%);

ценой на рынке услуг социального обслуживания удовлетворены 42,6 % респондентов (2017 год - 51,7 %);

удовлетворены возможностью выбора товаров и услуг в сфере социального обслуживания 45,4 % респондентов. В 2017 году 52,1 % опрошенных были удовлетворены ситуацией с количеством организаций, предоставляющих услуги на рынке социального облуживания.

По качеству представленных на рынке социальных услуг за последние три года в целом наблюдаются позитивные оценки. Повышение качества социальных услуг отмечают 24,8%. По мнению 36,1 % респондентов качество товаров и услуг не изменилось, лишь 6,0% считают, что ухудшилось. Затруднились ответить на этот вопрос 32,8% респондентов.

Раздел «Анализ результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции, включая оценку результатов реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», а также достижения целевых показателей развития конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Депсоцразвития Югры 14 декабря 2018 года проведено заседание отраслевой рабочей группы по развитию конкуренции на рынке услуг социального обслуживания (далее - отраслевая рабочая группа), созданной приказом Депсоцразвития Югры от 30.12.2016 № 941-р, в режиме видеоконференцсвязи с привлечением представителей Фонда поддержки предпринимательства, негосударственных поставщиков и получателей социальных услуг.

На заседании отраслевой рабочей группы рассмотрены вопросы
об объемах финансирования негосударственных организаций, о системе мер поддержки негосударственных организаций.

Вся информация о заседаниях отраслевой рабочей группы размещается на официальном сайте Депсоцразвития Югры (раздел «Социальное обслуживание населения»).

Депсоцразвития Югры своевременно реализуются мероприятия по содействию развитию конкуренции на приоритетном и социально значимом рынке товаров и услуг (рынок услуг социального обслуживания населения):

1. с целью создания условий для привлечения негосударственных поставщиков в сферу оказания социальных услуг, 3 негосударственным организациям на условиях аренды переданы 3 объекта для предоставления социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам в стационарной форме:

здание отделения-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов бюджетного учреждения автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера» (жилые помещения общей площадью 229,3 кв. м. по адресу:
г. Югорск, ул. Лии Карастояновой, дом 2);

здание отделения-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов бюджетного учреждения автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» (жилые помещения общей площадью 251,4 кв. м. по адресу: г. Мегион, п. Высокий, ул. Ленина, дом 63 корпус 2);

здание отделения-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов бюджетного учреждения автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида» (общая площадь 451,6 кв.м. по адресу г. Советский, ул. Ленина, д. 56);

2. с 2015 года с использованием механизмов государственно-частного партнерства реализуется проект «Резиденция для пожилых».

Для организации пансионатов 3 негосударственным организациям на условиях аренды переданы 3 стационарных отделения бюджетных учреждений автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера», г. Югорск, «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», г. Мегион, «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»,
г. Советский.

В свою очередь, негосударственные организации провели ремонтные работы, оснастили мебелью и современным оборудованием пансионат для создания комфортных условий проживания пожилых граждан;

3. оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям.

В автономном округе особое внимание уделяется развитию социального предпринимательства, как механизма, который позволит учитывать запросы самых разных, прежде всего, незащищенных групп населения в социальных услугах.

Негосударственным поставщикам социальных услуг оказывается информационная, методическая, имущественная и финансовая поддержка.

На официальном сайте Депсоцразвития Югры действуют разделы
«В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг»,
«В помощь СО НКО поставщикам общественно полезных услуг»;

ежегодно, начиная с 2017 года, утверждается план мероприятий информационно-разъяснительной работы.

Учитывая, что социальное обслуживание осуществляется на принципе добровольности, то есть ни одному гражданину социальное обслуживание не может предоставляться без его согласия., кроме того, добровольность заключается в праве гражданина на выбор поставщика социальных услуг, в этой связи Департаментом проводится информационная кампания среди населения о возможности выбора поставщика социальных услуг, в том числе из негосударственного сектора.

В этой части реализация плана направлена на увеличение количества негосударственных поставщиков на рынке социальных услуг, информационное освещение их деятельности среди населения автономного округа, включающий проведение «круглых столов»
(133 «круглых стола»), организацию работы телефонной связи «горячей линии» (поступило 157 обращений от НПСУ), проведение «Дня открытых дверей» (в 8 УСЗН и 32 учреждениях, приняли участие 85 НПСУ, в т.ч. СОНКО, 22 потенциальных поставщика негосударственных социальных услуг, 9 общественные организации, 49 волонтера, 18 замещающих родителей, 28 получателей социальных услуг; 27 благотворителей и добровольцев, 15 пенсионеров, 15 представителей городской общественной организации ветеранов, 80 представителей образовательных организаций, культуры и спорта), организацию стажировок работников негосударственных поставщиков социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, подведомственных Депсоцразвития Югры (91 представитель НПСУ прошел стажировку), индивидуальное сопровождение негосударственных поставщиков социальных услуг с закреплением ответственного лица в управлении социальной защиты населения при выходе на рынок социального обслуживания (приказ Депсоцразвития Югры от 01.03.2018 № 234-р).

Всего в мероприятиях (семинарах, вебинарах, «круглых столах» и т.д.) в 2018 году приняли участие 456 представителей негосударственных поставщиков из 198 организаций, 26 общественных организаций, 147 добровольцев (волонтеров), 88 получателя социальных услуг, 4 потенциальных поставщика (в 2017 году – 259 представителей негосударственных поставщиков из 144 организаций).

Кроме того, с целью повышения информированности негосударственных поставщиков социальных услуг, повышения качества обслуживания методическим центром развития социального обслуживания постоянно проводится обучение негосударственных поставщиков социальных услуг. Для работников негосударственных поставщиков организуются обучающие мероприятия, в том числе курсы повышения квалификации, семинары, вебинары (225 представителей НПСУ прошли обучение из 162 организаций).

Имущественная поддержка негосударственных поставщиков осуществляется посредством передачи помещений (имущества), находящегося в оперативном управлении у государственных учреждений социального обслуживания в аренду, либо в безвозмездное пользование.

На сегодняшний день заключены 7 договоров о передаче в аренду помещений бюджетных учреждений социального обслуживания автономного округа негосударственным поставщикам (арендуется более 2 тысяч квадратных метров нежилой площади).

Также утверждён перечень объектов (помещений), находящихся в оперативном управлении учреждений социального обслуживания для возможной передачи негосударственным организациям. Общая площадь помещений возможных к передаче в аренду либо в безвозмездное пользование 5994 квадратных метров.

Перечень объектов (помещений) размещен на официальном сайте Депсоцразивтия Югры в разделе «В помощь негосударственным поставщикам социальных услуг» (https://depsr.admhmao.ru/v-pomoshch-negosudarstvennym-postavshchikam-sotsialnykh-uslug-pravoe-menyu/....

В части финансовой поддержки Депсоцразвития Югры приняты меры, направленные на расширение механизмов финансирования негосударственных поставщиков социальных услуг.

Так, 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем:

предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации – то есть компенсации затрат за оказанные социальные услуги;

проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В дополнение к указанным механизмам финансирования в автономном округе применяется персонифицированное финансирование (предоставление гражданам сертификатов на оплату услуг):

уход за одинокими тяжелобольными гражданами;

уход за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами в частных пансионатах;

социальная реабилитация и ресоциализации наркозависимых;

социальная реабилитация лиц без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы (услуги ночного пребывания);

помощь пострадавшим от насилия.

Технология предоставления сертификатов создает экономические условия для того, чтобы поставщики повышали качество и доступность своих услуг, так как им приходится конкурировать между собой за потребителей.

По итогам 2018 года Депсоцразвития Югры в полном объеме достигнуты целевые показатели, на которые направлены мероприятия
(в том числе системные) по содействию развитию конкуренции на рынке услуг социального обслуживания населения, утвержденные распоряжением правительства автономного округа от 10.07.2015 № 387-рп «О перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и признании утратившим силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 июля 2014 года № 382-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Для расчета целевого показателя мероприятий по содействию развитию конкуренции на рынке услуг социального обслуживания населения Депсоцразвития Югры осуществляется ежеквартальный мониторинг.

По итогам мониторинга за 2018 год:

«количество негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам»:
план – 18, факт – 76 негосударственных организаций оказывали социальные услуги в стационарной, полустационарной формах и на дому (2017 год -63);

«количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги в негосударственных организациях»:

план – 450 человек, факт – 3754 человек (2017 год -3391), из них:

41 человек в стационарной форме социального обслуживания
(2017 год - 36);

1450 человек в полустационарной форме социального обслуживания (2017 год - 1 359);

2305 человек в форме социального обслуживания на дому
(2017 год - 2 042);

увеличению целевого показателя способствовала востребованность услуг стационарного социального обслуживания (в 2015 году действовал
1 частный пансионат, в настоящее время – 3 пансионата); проводимая информационная кампания с получателями социальных услуг о праве выбора поставщика, информационная кампания по привлечению негосударственных организаций к оказанию социальных услуг;

«удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности»: план - 60%, факт – 69,19%;

По итогам 2018 года система учреждений, оказывающих социальные услуги, включает:

53 учреждения социального обслуживания населения, подведомственных Депсоцразвития Югры;

119 негосударственных организаций различных форм собственности, предоставляющих социальные услуги 2018 году, что составляет 69,19% от общего количества организаций всех форм собственности (119/(119+53)*100%).

Увеличение целевого показателя связано с активностью предпринимательского сообщества, созданной системе поддержки для негосударственных организаций, снятие ограничений для доступа негосударственных организаций на рынок социальных услуг.

Управленческая практика автономного округа по привлечению негосударственных поставщиков в сферу социального обслуживания населения в 2017 году была номинирована и признана победителем:

Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (проводимого АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов») в номинации «Обеспечение доступности услуг в социальной сфере»;

Всероссийского конкурса программ социального развития регионов на соискание премии имени А.П. Починка (проводимого Минэкономразвития России).

Вручение премий состоялось 15 февраля 2018 года на
XVII Российском инвестиционном форуме (г. Сочи).

Перспективные проекты и технологии автономного округа по привлечению негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере были успешно представлены не только на федеральных, но и на международных площадках (в июне 2018 года на Международной конференции SOCIAL INNOVATIONS #INFOCUS в Женеве (Швейцария).

По результатам рейтинга субъектов Российской Федерации
по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства (http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/4606) Югра занимает 2 место после Башкортостана по удельному весу негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации (%)
Опубликовано: 27.08.2019        Обновлено: 27.08.2019 16:09